Вы здесь

Два измерения, четыре системы

Главные вкладки

Намедни разговаривали с коллегами о том, как отличить коммунизм от фашизма, фашизм от либерализма, либерализм от коммунизма и так далее. Выяснилось, что каждый из нас несколько по-своему определял все эти понятия, хотя, безусловно, общее место в определениях было. Или, по крайней мере, была сводимость общих мест. Определения из всевозможных источников тоже не особо много дали, поскольку, как и мы, слегка противоречили друг другу.

Иногда в определениях перечислялись признаки, однако нигде не говорилось, все ли они должны быть удовлетворены, чтобы причислить нечто к одной из категорий, или достаточно выполнения, я не знаю, семи пунктов из десяти. А раз так, назрела необходимость дать определение самостоятельно — опираясь на другие и вычленяя из них коллективный бессознательный образ, который имели в виду авторы этих определений.

Вообще, самый хороший метод разбиения на категории — поиск ортогонального базиса. Звучит на первый взгляд непонятно, но смысл довольно простой: имеется N интуитивно понятных категорий, надо найти M свойств, комбинации которых однозначно определят эти категории. Свойства подбираются такие, чтобы их можно было бы воспринимать как числовую ось: в плюс единице одна крайность, в минус единице — другая (тут можно было бы использовать плюс и минус бесконечность или ноль и единицу, но такое графически изображать не всегда удобно).

Соответственно, при помощи одного свойства можно различить две категории. При помощи двух свойств — четыре категории. При помощи трёх — восемь. И так далее, по степеням двойки, то есть, по количеству комбинаций.

Чтобы свойства давали способ однозначно отличить одну категорию от другой, они должны быть независимы — одно свойство не должно являться следствием другого. Это и есть то, что называется «ортогональность». А сами свойства, таким образом, образуют «ортогональный базис» данных категорий. Как бы систему координат —каждую категорию в этих терминах можно определить как положение «крайней точки»: (-1, -1), (1, -1), (-1, 1), (1, 1) — для двух свойств.

Если считать оси не дискретными, а непрерывными, то в данных координатах потом можно выразить и промежуточные категории. В общем, очень удобно. Кроме того, такой подход объясняет, почему у разных вроде бы категорий всё равно есть общие черты, — ну так некоторые-то координаты у них действительно совпадают.

Так вот, коммунизм, фашизм и либерализм. Поскольку этих категорий — три, то свойств должно быть два. Это как бы намекает нам, что есть и четвёртая категория — для полноты картины. Но пока пусть три.

В чём отличие? Кто-то скажет про тягу к войне, кто-то — про частную собственность, кто-то — про свободу, но я скажу: это всё — следствия. Концепция получает своё реальное воплощение только тогда, когда она предварительно получает распространение в умах людей. А распространение в умах людей она получает только тогда, когда исходит из некоторых глобальных постулатов. Поскольку политика есть влияние на массы, то идеи тут должны быть о восприятии означенных масс. То бишь, взгляд на людей.

Мы чуть-чуть поперебирали возможные взгляды и пришли к выводу, что означенные три политических мировоззрения определяются следующими двумя осями:

 

  1. Элитаризм vs Эгалитаризм
  2. Индивидуализм vs Коллективизм

 

Коммунизм

Фашизм

Либерализм

Свойство 1

Эгалитаризм

Элитаризм

Эгалитаризм

Свойство 2

Коллективизм

Коллективизм

Индивидуализм

Координаты

1, 1

-1, 1

1, -1

На этом месте у некоторых читателей, возможно, возникнут сомнения — это ж как, либерализм подразумевает эгалитаризм, а откуда у них тогда деление граждан на «быдло» и «совесть нации»?! — но тому ответ будет чуть позже, а пока я расшифрую свойства, которые были взяты за базис.

С индивидуализмом и коллективизмом большинству, наверно, сразу понятно: речь идёт о том, чьи интересы главнее — индивида или коллектива. Ясное дело, полного игнорирования интересов коллектива или индивида в реальности не встречается, однако в идеологии обычно всё-таки прописано, кто над кем доминирует. Объяснения, при этом, могут быть весьма разные. В частности, с точки зрения современного либерала коллектив подавляет индивида, а потому идея о примате коллективных интересов над индивидуальными преступна. С точки же зрения коммуниста интересы каждого индивида наилучшим образом удовлетворяются тогда, когда удовлетворяются интересы всего коллектива. В иных случаях будет грызня между индивидами и проиграют в результате все.

Вообще, ни одна идеология не будет содержать в себе тезис: «мы хотим плохого». В декларациях все хотят хорошего, а некоторые даже не только декларируют, но и действительно хотят. Причём, такие есть в каждом «лагере». Другое дело, что «хорошее» понимается носителями разных идеологий несколько по-разному, да и прогнозы относительно развития событий при доминировании той или иной идеологии тоже разные.

Так вот, коммунизм и фашизм объявляют коллективные интересы главнее индивидуальных. Либерализм объявляет более важными интересы индивида.

Теперь о первом свойстве, которое понять несколько тяжелее. В «классическом» определении эгалитаризм призывает к обществу равных возможностей, а элитаризм, соответственно, к неравенству оных. Неравенство может иметь разный характер — по расе, полу, религии, но наиболее характерно, конечно, неравенство по принадлежности к элите — к определённым семьям, к определённому роду занятий или же к определённому социальному статусу. Оно и называется элитаризмом.

Образно говоря, эгалитаризм говорит «достойны все», а элитаризм — «достойны достойные».

На этом и базируется принципиальное отличие идеологии фашизма и коммунизма: в фашизме определять судьбу людей имеет право только Дуче, Фюрер, верхушка НСДАП, масонская ложа, в общем, узкая группа людей (в пределе — один человек), а все остальные люди «не доросли ещё». И, естественно, никогда не дорастут.

Как это может соседствовать с коллективизмом? Элементарно. Означенная группа специальных людей вполне может быть уверена, что действовать надо в интересах всего коллектива. И, быть может, даже действует в его интересах. Однако, согласно этой идеологии, люди вне группы элитариев заведомо ущербны. Им в принципе нельзя доверять руль, им можно доверить только механическое вращение шестерёнок.

А либерализм… Да, кстати, я же обещал раскрыть противоречие: речь тут идёт о том самом, изначальном либерализме — времён буржуазных революций, оттуда и «странный» на первый взгляд эгалитаризм в либерализме. Так вот, либерализм говорит о том, что каждый человек вправе определять свою судьбу. Элитариев не надо, надо, чтобы каждый сам. Однако в комплекте с приматом интересов индивида определение своей судьбы каждым выливается в перманентную драку всех со всеми.

Что, впрочем, вполне вписывается в концепцию: люди ведь — животные, самую малость облагороженные цивилизацией. В силу их животной природы им, конечно, нужно государство, которое будет следить, чтобы они друг друга не переубивали в ноль, но не более того. Государство и общество — не путь к процветанию, нет. Они в худшем случае механизм подавления личной свободы, а в лучшем — те, кто не даёт убивать налево и направо.

Для фашизма государство — инструмент исполнения воли диктатора, а общество — совокупность слабых, которые, будучи связанными в пучок, могут сильно навалять другим слабым, которые в пучок не связались. В этом-то и его, общества ценность.

Коммунизм же предлагает третий путь. Общество, — говорит он, — неотъемлемая часть существования индивида. Противопоставлять одно другому — это как противопоставлять индивиду силу тяжести или атмосферное давление: не будь этого, не было бы и индивида. Индивид живёт так, как он сейчас живёт, только благодаря обществу. Не появись общество, индивид до сих пор бы гонялся голым за антилопами.

Но. Индивид может пьянствовать, пинать балду, бить окна, однако всё это делает его «недостойным» только временно. В идеале все люди — достойны. Высокое потенциально есть в каждом, надо только помочь ему, Высокому взять верх. Элитаризм подразумевает вечность неравенства — ведь все не могут быть элитой одновременно. Эгалитаризм в коммунистическом смысле постулирует: могут. Не «элитой», разумеется, а носителями её прав и функций. «Каждая кухарка должна учиться управлять государством».

Образно говоря, либерализм воспринимает людей как диких животных, фашизм — как домашних животных, а коммунизм — как потенциальных богов, которые могут стать таковыми, действуя совместно и в общих интересах.

Из этого и вытекают подходы. Полная независимость частного предпринимательства при либерализме, полная подчинённость Верхушке при фашизме и непреходящее желание тянуть вверх каждого при коммунизме.

Ровно так же способ построения общества или Партии следует из заложенных в основу принципов. При либерализме и коммунизме общество и партии строятся снизу вверх: первичные организации или индивиды являются источником власти — именно они делегируют своё неотъемлемое право на частицу власти тем людям, которым они доверяют. При фашизме, напротив, общество и Партия строятся сверху вниз. Верхушка делегирует часть своих безраздельных полномочий тем людям из низов, которым она доверяет.

Конечно, данное описание говорит о логике подхода — ведь и при коммунизме/либерализме уже имеющие реальную власть давят на неимеющих, пытаясь управлять их выбором. И при фашизме часть реальной власти неизбежно попадает в самые низы пирамиды. Но тут важно, что является «правильным», а что — «отступлением от правильного». Например, даже в то время, когда Сталин действительно обладал очень большим влиянием, выборы всё равно проводились. И сам Сталин, и те, кто выбирал его на занимаемый им пост, были избраны. Решения политбюро и Верховного Совета были коллективными решениями, а их члены — избранными делегатами всего народа. Конечно, лидер влиял на решения, но его влияние подразумевало необходимость убедить коллектив. Аналогично в либеральной системе наиболее богатые имеют гораздо большее влияние, нежели бедные. Однако первым всё равно необходимо убедить вторых. Способы убеждения при этом могут быть далёкими от демократических (шантаж, угрозы, манипуляции сознанием), но штука в том, что при фашизме убеждения не требуется даже формально. Решение лидера подобно гласу Господа, тут нечего обсуждать.

Вообще, маловероятно, что идеологи проделывали в уме все приведённые тут построения. Скорее, каждый из них опирался на внутреннее чувство «правильности», а не выводил следствия из предпосылок. Таким образом, свойства-предпосылки, по-видимому, описывают именно истоки означенного чувства — то, как из внутреннего восприятия людей рождается внутренне чувство «правильности» и внешняя политическая концепция.

Взять то же самое отношение к частной собственности на средства производства — являлось ли оно чем-либо иным, кроме следствия чувства «справедливости» и соображений выгоды? Вряд ли. Однако если выгода не выводима из приведённого тут базиса, то чувство справедливости — вполне (и тут надо помнить, что в идеологии апелляции идут именно к «справедливо», а не к «выгодно»).

Почему один лишь коммунизм декларирует обобществление средств производства? Благодаря совокупности двух свойств: коллективизма и эгалитаризма. Если интересы коллектива выше интересов индивида и каждый человек в потенциале достоин, то вполне логично сделать средства производства общественными. Фашизм и либерализм, оба отвергают обобществление, но по разным причинам. С точки зрения либерализма индивид важнее коллектива, поэтому у индивида должно быть право производить что-либо независимо от коллектива. Для фашизма же коллективное владение всеми средствами производства входит в противоречие с элитаризмом — коллектив не справится. Справится только Фюрер или его друзья-олигархи. Впрочем, фашизм всё-таки открыто декларирует подконтрольность частных предприятий государству — правда, государство в данном случае синоним «фюрера», а не «общества».

Кстати, это наглядно иллюстрирует смену пропагандистской парадигмы, предпринятую крупным капиталом для противостоянию надвигающемуся на него коммунизму: разговоры о главенстве индивида уже не убеждали людей, но вот тезис о неспособности людей как совокупности решать сложные управленческие задачи большинство убедил. Общество согласилось, что кухарке нечего лезть в политику — пусть еду готовит, а умные люди и без неё разберутся. Таким образом, капитал был сохранён и между либеральным Западом и стремящимся к коммунизму Советским Союзом возник буфер фашистских государств.

Как мы помним, два свойства позволяют различить четыре категории. Но речь пока шла о трёх. Какая же четвёртая? Есть ли она?

В парах координат отсутствует пара, означающая сочетание элитаризма и индивидуализма. Этому сочетанию удовлетворяет неолиберализм — течение, сохранившее либеральную декларацию примата интересов индивида над коллективными, но отказавшееся от концепции равенства людей хотя бы в потенциале.

В его рамках снова появляются тезисы о принципиальном неравенстве, что, в общем-то, действительно может быть выведено и из либерализма тоже: одни способные, другие — не способные. Поскольку индивид главнее коллектива, совершенно нормально, когда способные окучивают неспособных. Однако либерализм изначально содержал в себе мощный гуманистический заряд, поэтому от подобных выводов отмахнулся, постулировав, напротив, равенство всех людей в мире.

Неолиберализм же, переняв многое от фашизма, предпринял попытку «узаконить» неравенство. Тут подчеркну: неравенство по факту было и так, поэтому речь шла лишь о том, считать ли это «недоработкой» или «правильным положением вещей». Так вот, люди объективно неравны, с этим не надо бороться, надо лишь чуть-чуть ограничить Высших в их беспределе по отношению к Низшим. Глядишь, элитарии действительно принесут остальным индивидам счастье.

Современные западные страны в своей официальной политике сочетают неолиберализм с обычным: так, например, считать расы или пола неравными — не комильфо. Однако неравенство на основании капитала или принадлежности к «элите» — всё ещё дискуссионный вопрос, не имеющий определённого официального ответа.

Итак, уже фигурировавшую тут таблицу можно дополнить ещё одним столбцом.

 

 

Коммунизм

Фашизм

Либерализм

Неолиберализм

Свойство 1

Эгалитаризм

Элитаризм

Эгалитаризм

Элитаризм

Свойство 2

Коллективизм

Коллективизм

Индивидуализм

Индивидуализм

Координаты

1, 1

-1, 1

1, -1

-1, -1

Из таблицы видно, что полными противоположностями являются коммунизм с неолиберализмом и фашизм с либерализмом. Остальные же пары делят одно из свойств, но противоречат в другом. Поскольку многие зависимые свойства обусловлены сочетанием базисных, различий в ряде случаев между любой парой идеологий будет, по-видимому, больше, чем сходств. Однако сходства — ввиду всё той же обусловленности сочетанием — могут быть даже у прямых противоположностей: просто они обуславливаются разными причинами, как это было в случае с частной собственностью.

Напоследок предвосхищу вопрос: к чему всё это? Это всё к тому, чтобы лучше понимать, что движет людьми. Примитивный подход «мы хотим хорошего, а они — плохого» годится для максимально тупой агитации, а не для анализа.

Алексей Кравецкий

Возможное Будущее : 

Комментарии

С чего автор взял, что при фашизме есть коллективизм?

Это не более чем стая индивидуумов, объединившаяся для грабежа других народов, о чем хорошо сказал СГКМ в "Светской цивилизации".

При большом загрублении и общей абстракции. "Фашизм" - от слова "фашио" (пучок, связка). Фашизм и национал-социализм (нацизм) - несколько разные явления, хотя похожего много. Фашизм не обязательно сильно агрессивен. Итальянский фашизм и испанский фалангизм были не особо агрессивны, агрессия в Абиссинии была, скорее, исключением. Коллективизм там сильно другой, но например, даже в германском нацизме пропагандировался не исключительно индивидуализм и героизм, а такэе дух товарищества, команды, стаи с иерархией. Ваша аналогия со стаей очень верная, сами нацисты её очень любили, к слову, фашисты (которые итальянские) - не очень. Подход к модели самого коллектива весьма разный, да. Но коллектив есть и там и там. Фашизм - попытка создать коллектив из индивидуумов. Либерализм даже задачи такой не ставит, у него единица не коллектив, а яркая личность.

"Либерализм даже задачи такой не ставит, у него единица не коллектив, а яркая личность."

Хотел бы добавить, что и при социализме (и при фашизме тоже) яркая личность сохраняется в качестве единицы!  Куда же от неё деться?! Разница тут в том, что кредо либералов - это существование "яркой личности" вопреки всяким там коллективам, равенствам и братствам. Они, мол, ей мешали-мешали, а она, всё равно, удивила мир своей яркостью.

Для социалистов же взаимоотношение личности и коллектива, "личности и масс" - это ситуация резонанса в физике. По-настоящему проявить свою яркость человек может только принеся пользу. А для этого он должен "поймать волну", прирасти силой коллектива.

Спасибо, Павел и Михаил.

Сергей, даже если Вы рассмотрите немецкий нацизм (выросший на базе "фашизма"), то Вы увидите там ритуалы, направленные именно на усиление коллективистского начала - и, соответственно, преодоление индивидуализма.

Возьмите, например, ритуал совместных уличных трапез (для этого подгонялись полевые кухни) с последующим пением песен. Незнакомые люди раскачивались в такт песне, обнявшись за плечи. Это есть даже в фильме "Обыкновенный Фашизм" Ромма, правда, тот не пытается понять явление, а только бранится.

Посмотрите немецкий пропагандистский фильм "Триумф Воли" Лени Рифеншталя - для нас важно не то, насколько показанный в фильме "фашистский идеал" соответствовал действительности, но то, что именно это почиталось идеалом. А идеал этот - сугубо коллективистский. В фильме показан слёт нацистов, где вся страна представлена, как одна семья. По крайней мере, такой хотели видеть Германию нацисты.

Насколько я помню из немецких мемуаров, дух коллективизма в немецкой армии был весьма силён. Солдаты называли друг друга "камерадами" - товарищами. Взимовыручка и взаимная поддержка были однозначным  правилом, а не исключением. Даже такая штука, как питание: все военнослужащие - и солдаты, и генералы - питались, что называется, из одного котла. Я понимаю, что мемуары есть мемуары, но тем не менее. Войска фашистской Германии действовали слаженно, очень согласованно. И в этом была сила.  Недаром вермахт сравнивали с машиной. Возможно, их коллективизм действительно отдавал чем-то механическим, но отрицать его наличие невозможно.

"Солдаты называли друг друга "камерадами" - товарищами."

Хотелось бы ссылку - уж больно сомнительно звучит. Ведь "камерад" - это традиционное обращение немецких коммунистов. А их-то фашисты ненавидели особенно люто.

Если честно, не задавался вопросом подтверждать каждое своё воспоминание о прочитанном или услышанном. Читаю, в основном, книги в бумажном виде, поэтому перерывать все и искать на какой странице что было написано достаточно сложно. Тем паче - читал не вчера. А насчёт "камерадов" - буквально навскидку набрал в интернете что-то насчёт "камерад" - наткнулся на немецкие песни. Оказывается, у нас много любителей музыки Третьего рейха! Целые сайты есть. Если вам интересно - наберите в поисковике Bomben auf Engeland и послушайте песню на немецком. Прошу не считать мои ссылки рекламой или пропагандой, однако что было - то было.

Это почти то же самое, что и "товарищ", но несколько ближе к понятию "друг", но тут ньюансы немецкого - это нечто между русским "друг" и "приятель" и "товарищ", оно более немецкое народное. "Товарищ"  - это аналог "kamerad", несколько в высокопарном стиле, но есть оттенок фамильярности вроде "приятель", "кореш", хотя в целом слово более международное, оно есть и в других языках. В разговорном немецком используется "freund", но в отношении к противоположному полу у него может быть сексуальный контекст, примерно как в русском, когда девушка говорит "мой друг". Но "genosse" из-за нацизма оказалось несколько подзапомоенным словом. "genosse"был нацистский ответ коммунистам на "kamerad". За обращение "kamerad" к нацисту могли быть крупные неприятности, это партийное обращение коммунистов друг к другу, хотя если это было среди военнослужащих армии (Вермахт формально был беспартийным) - это было нормально. В немецкой армии же, действительно, обращение "kamerad" было традиционным, "kameradshaft" - боевое товарищество. Но, по-моему, чтобы избежать коммунистического оттенка про равных по званию говорили "kumpel" - "кореш", обращение к вышестоящему в немецкой армии всегда было очень формальным, обязательно с "Herr".

Как тут не вспомнить опять же "Семнадцать мгновений весны"! "Партайгеноссе Борман"!  Вы напомнили мне, Павел, один момент - как раз об этих тонкостях языка. Я уже как-то интересовался (довольно давно) именно вот этим моментом - почему немцы называли друг друга "камерад" и "геноссе", если и то и другое означает "товарищ". И припоминается мне, что слово "камерад" имеет значение именно "товарищ по оружию" - но могу и ошибаться, давно это было.

От слова "камера". "Камераде" - товарищи, живущие в одной комнате, например, соседи по комнате в университете или казарме или казарме. Это слово общее для многих европейских языков - английского, французского, итальянского, испанского. Геноссе - чисто немецкое, оно более народное.

Полная версия - на ресурсе:    http://project-i.info/?part=I#05

Здесь  - только отдельные цитаты, кореллирующие со смыслом статьи:

 

== Люди не могут жить без ориентиров. Когда ориентиры, выведенные из религиозного понимания мира, утратили легитимность, срочно потребовались новые ориентиры. Для этого нужно было новое мировоззрение, соответствующее научным фактам.

Формируя новое понимание мира, элита рассуждает: если вселенная не имеет начала, значит, у нее нет Творца. Значит, Бога в традиционном понимании тоже нет. И быть не может. Получается, природа есть Бог, но он не личность и потому просто — бог.

Следующий шаг: если нет Творца, не может быть информации, исходящей от Творца. Все религиозные заповеди рождены или человеком, или не человеком, но только не Творцом. Информация, позиционированная божественной, на поверку таковой не являлась. ==

...................................................................................

== На основании нового мировоззрения формируется принципиально иная шкала ценностей. Если то, что человек называет миром, сотворено его сознанием, получается, человек в прямом смысле есть творец мира — высшая ценность, выше которой ничего помыслить нельзя. Человек занимает место Бога. Его жизнь выше жизни других людей. Потому что, я исчезну, — они тоже исчезнут. ==

............................................................

== При новом понимании мира никакой высшей ценности кроме человека нельзя помыслить. Помыслить что-то выше жизни можно, если есть Бог, сотворивший мир. Тогда после смерти можно как бы присоединиться к Богу, продолжая в Нем жить. Но если мир вечен, Бога в смысле Творца помыслить нельзя. А без  Него нельзя помыслить загробной жизни.

Если человек божество, его желания, права и свободы священны. Смысл существования мира при такой шкале ценностей — обеспечить желания, права и свободы человека. Смысл жизни человека: достижение божественного состояния — всемогущества и бессмертия. Из потенциального божества человек должен стать реальным. ==

..........................................................

== В СССР был создан институт мозга, где хранили мозги людей, причисленных к лику великих. Аспирантов некоторых факультетов спрашивали, в чем конечная цель коммунизма? Если он отвечал советскими кричалками и лозунгами, было понятно, человек не понимает сути гуманизма, и в партию пришел ради карьеры. Правильным ответом было: достижение бессмертия и всемогущества. Точка.

Новое понимание мира получило название «атеистическое мировоззрение». Следовавшие из него выводы заявляли человека высшей ценностью. Его права и свободы объявляются священными. Новую мировоззренческую концепцию называют гуманизмом. ==

...........................................................

== Как христианство раскололось на католицизм, православие и протестантство (со всеми их подвидами), так гуманизм распался на либерализм, коммунизм и фашизм. Все три ветви гуманизма имели целью достижение всемогущества и бессмертия человека. У всех было разное понимание, каким способом реализовать цель, началась внутривидовая вражда. ==

..........................................................

== Каждый подвид гуманизма предлагал свой тип социальной конструкции. Оппоненты с пеной у рта, а потом с оружием в руках, доказывали преимущества своей модели перед другими социальными моделями. Каждый считал свою модель самой эффективной. ==

...............................................................

== Либералы предлагали создать социальную конструкцию, гарантировавшую каждому человеку возможный максимум прав и свобод, в первую очередь в деловой сфере. Такая модель, по их мнению, эволюционно выявит самых сильных, умных, смелых. Она не позволит никому почивать на лаврах, так как победители будут обязаны постоянно отбиваться от атак свободных людей, имеющих право. В результате возникает постоянный экзамен на соответствие. Наверху человеческой пирамиды всегда будут стоять самые лучшие, которые как локомотив потащат за собой человечество к цели. ==

................................................................

== Коммунисты предлагали превратить человечество в единую семью, живущую по плану и по средствам. На первом этапе каждый член общества должен получать сообразно труду. На втором, когда самое трудное будет позади, каждый получит материальных благ по потребностям. Их будет так много, что потребляй в любом количестве. Как сейчас дыши воздухом хоть в три горла, никому дела нет, сколько ты его издышишь. Так же будет и с материальными благами при коммунизме — никому дела нет, сколько ты потребляешь. И потребление естественно уйдет из шкалы ценностей, как сейчас ушло, например, тепло. ==

................................................................

==  Фашисты предлагали оптимизировать социальную конструкцию через расположение всех людей сообразно их качествам. У кого самые большие таланты, те должен стоять наверху социальной конструкции. У кого талантов поменьше и качеством пониже — те ниже на ступеньку. У кого талантов нет совсем или они примитивные, те оказываются в основании социальной пирамиды в статусе получеловеков — умных животных.

Фашистская доктрина не предполагает, что высшие должны обижать низших. Все как в обычном хозяйстве, где хозяин не истязает скотину только за то, что она скотина. Но и вровень с собой ставить ее не собирается. Он обеспечивает ей комфортные условия, ведет селекционные работы по улучшению породы, что повышает ее работоспособность, удои и т.д. Ограничивает ее свободу для ее же блага. В итоге скотине хорошо и хозяину польза. ==

................................................................

== Для современного человека, которому 24 часа в сутки по голове стучит пропаганда, слова о том, что фашизм является разновидностью гуманизма, звучат почти кощунственно. Как? Фашизм — разновидность гуманизма? Гуманисты же белые и пушистые. А фашисты — это сволочи, человеконенавистники, выродки человечества.

Но если без эмоций смотреть на ситуацию, фашизм вытекает из гуманизма. Фашистская доктрина объявляет высшей ценностью человека. Фашизм никогда не ставил на это место Бога, душу и иные ценности. Однозначно и безоговорочно: и коммунисты, и либералы, и фашисты признавали за высшую ценность только человека. И никого, кроме человека.

Разногласия фашистов с либералами и коммунистами — кого считать человеком. Либералы и коммунисты предлагают всех людей считать людьми. Фашисты вводят понятие сортности. Они говорят, народы, не сумевшие ничего дать человечеству, нельзя ставить в один ряд с народами, обогатившими мировую историю великими людьми и открытиями, давших миру великих ученых, поэтов, художников, полководцев и прочее. ==

...................................................................

== Единственные, кто реально пытался уравнять всех людей — коммунисты. СССР пытался создать человека, стоящего над национальными различиями. С трехмесячного возраста ребенка отдавали в ясли, где его воспитывали много мам разных национальностей. В школе, на работе, в СМИ велась целенаправленная интернациональная политика. Эксперимент прошел успешно. Если бы его распространили на всю планету, мог вырасти новый человек. Но история сложилась так, как сложилась — коммунизм ушел на свалку.

И не только коммунизм ушел. Вместе с ним туда же отправились либерализм с фашизмом. Сегодня это не учения, в основании которых лежит мировоззрение, а набор кричалок и лозунгов, основание которых уже никто не помнит. Правители-гуманисты кричат свои гуманистические лозунги во время выборов так же, как футбольные фанаты кричат свои шумелки и сопелки во время матча. Все на эмоциях, обоснования нуль. ==