Вы здесь

Немного об адекватности шарлатана Ф.Энгельса и точности его прогнозов

Главные вкладки

Одно из характерных признаков современных марксистов - это необычайная лживость, чудовищная малограмотность, паталогическая склонность к подлогам и игнорированию всего, что не подходит под их картину мира, утверждать, что чёрное - это белое для них вполне в порядке вещей. Такое поведение характерно не только для марксистов, но и для сектантов вообще. Какие-нибудь кургинянцы или адвентисты ведут себя ничуть не лучше. Может быть основоположники были замечательные, а сами последователи никуда не годятся? Ничуть, последователи вполне стоят своих основоположников - мерзкие мошеннические приемы, достойные разве что мелкого вокзального жулика, наглые подтасовки, полное игнорирование фактов, опровергающих теоретические построения "основоположников" - там этого полный набор. Естественно, попытка строить что что-либо серьёзное на гнилом фундаменте совершенно бессмысленна. Уж как пытался приспособить марксизм к реальной жизни сам Сталин - и у него не удалось. Давайте посмотрим, что там лил в уши гражданам, например, пламенный юноша Фриц, хотя по тем временам он считался совершенно взрослым гражданином. Ведь его творения для марксистов вроде писаний святого Павла. Поглядим, каков был уровень мышления и способностей к анализу у нашего супергения на примере одной из ранних статей, очень простых для анализа. Мы увидим, что это обыкновенная неумная посредственность с огромными амбциями и совершенно неадектватным восприятием окружающей реальности, пусть и желающая человечеству добра. Неудивительно, что его прогнозы проваливались с оглушительным треском. Например, в середине 40-х годов предрекалось вот такое: "Американцам надоело оставаться и дальше рабами кучки богачей, живущих трудом народа, а при энергии и упорстве этой нации очевидно, что общность имущества скоро будет введена в значительной части страны." Сбылось на 200%, что и говорить.

А окружавшую его реальность основоположник воспринимал где-то так: "за последние 10—15 лет все коммунистические колонии так сильно разбогатели, что они имеют все, чего можно желать и в большем количестве, чем могут потребить, следовательно, у них нет никакого повода для спора."

Правда, ситуация просто прямо противоположная тому, что описывал пламенный Фриц - первая коммунистическая община Оуэна, созданная в Америке с оглугительным треском рухнула, несмотря на то, что бедолага впулил туда все свое состояние, купил прекрасную землю с домами и всем необходимым, да ещё меценаты деньгами помогли. Не прошло и пяти лет, как все накрылось медным тазом из-за свар внутри общины, а нищий Оуэн с позором вернулся в Англию. Вторая затея Оуэна - колеективная кооперативная безденежная биржа рухнула с не меньшим треском. Третья затея - кооперативная сельская община, про которую пишет Энгельс, пошла по тому же пути. В момент написания пламенной статьи Энгельса она существовала свой последний год. Вот так. А ещё богатый бездельник, в 24 года всё ещё учившийся торговле всерьёз считал чистку обуви тяжёлой работой...

Ребята, вот это вот ваш, простите, основоположник? Ну-ну.

Текст работы Энгельса ОПИСАНИЕ ВОЗНИКШИХ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ И ЕЩЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ КОММУНИСТИЧЕСКИХ КОЛОНИЙ взят вот отсюда. Комментарии РП даны накломнным шрифтом в тексте статьи.

Когда беседуешь с людьми о социализме или коммунизме, то нередко обнаруживаешь, что твои собеседники по существу дела совершенно согласны, с тобой и признают коммунизм прекрасной вещью; «но, — говорят они, — невозможно когда-либо осуществить что-нибудь подобное». Это возражение повторяется так часто, что автору этих строк кажется полезным и необходимым ответить на него описанием некоторых фактов, еще очень мало известных в Германии и полностью опровергающих подобное возражение. Коммунизм, общественная жизнь и деятельность на основе общности имущества, не только возможен, но уже фактически осуществляется во многих общинах в Америке и в одной местности в Англии и осуществляется, как увидим, с полным успехом.

От РП: Представление ушибленных на всю голову религиозных сектантов коммнунистами - это 5! Ну, про "полный успех"  мы увидим ниже. Очень показательный момент, характеризующий уровень мышления клиента: допустим, что действительно с общинами всё отлично, но из того, что нечто можно сделать в небольшой земледельческой общине, совершенно не следует, что подобное можно с успехом повторить в принципиально больших масштабах и в индустриальной стране, не говоря уже о масштабах человечества. Для иллюстрации, в семейной мастерской можно вообще обойтись без учёта, в то время как предприятие среднего размера без ведения учета будет иметь серьезные проблемы, а современное общество без системы учёта просто погибнет. Подобная примитивность мышления и подлог (отвечается на совершенно другой вопрос - не на устройство общества - сложнейшей структуры с глубоким разделением труда и структурой управления им, а на устройство маленькой земледельческой общины) очень характерен как для марксистов, так и для ихних основоположников.

Впрочем, если ближе рассмотреть это возражение, то окажется, что оно распадается на два других. Во-первых, говорят, что не найдется рабочих, которые согласились бы выполнять унизительные и неприятные физические работы; во-вторых, что при наличии равного права на общую собственность, общинники станут спорить из-за нее и община, таким образом, снова распадется. — На первое возражение ответить нетрудно: эти работы, раз они носят общественный характер, перестают быть унизительными; кроме того, от них можно будет почти совсем избавиться посредством усовершенствованных приспособлений, машин и т. п. Так, например, в Нью-Йорке, в одной большой гостинице обувь чистится силой пара, а в коммунистической колонии «Гармония» в Англии (о ней речь пойдет ниже) отхожие места, удобно устроенные на английский манер (water - closets), не только очищаются сами, но и снабжены трубами, отводящими нечистоты прямо в большую выгребную яму. — Что касается второго возражения, то заметим, что за последние 10—15 лет все коммунистические колонии так сильно разбогатели, что они имеют все, чего можно желать и в большем количестве, чем могут потребить, следовательно, у них нет никакого повода для спора.

------------------------

От РП: Первый ответ - типичная подтасовка, которые нередки в трудах основоположников: "работы, раз они носят общественный характер, перестают быть унизительными" - очень большая группа может выполнять общественный труд и считать его унизительным, например, в покорённой стране или в низших социальных стратах или ещё по какой причине. Проституция в ряде стран (например, Юго-Западной Азии) не считается унизительным занятием, хотя общественным трудом это назвать сложно. Просто это два малосвязанных явления - общественность труда и его место в социальной иерархии. Если бы было сказано, что работы перестают быть унизительными, если общество будет считать их таковыми - то это было бы правильно и неважно общественный был бы характер этой работы или нет. Но это так, мелочь по сравнению со вторым пунктом, который очень показателен.

Кстати, очень показательно, что богатый бездельник, в 24 года всерьёз считал чистку обуви тяжёлой работой...  Барчук просто откровенно не представляет окружающей жизни и несет с огромным апломбом совершеннейшую ахинею. Поди приятна работа ассенизатора, например там, куда приходят трубы канализации. Отлично работать в морге, замечательна работа шахтера, легок труд металлурга в горячем цеху и химика на вредном производстве и т.д. Работа моряка-двигателиста сильно отличается от работы, например, цветовода и поэта. Кроме того, есть работы, крайне тяжёлые морально, которые не могут быть автоматизированы в обозримом будущем, например, уход за тяжелобольными. Есть работы, тяжелые физически, но не по причине перетаскивания огромных тяжестей или даже чистки обуви, но тем не менее весьма неприятные например, ночные дежурства, долгие командировки и т.д. Они будут всегда. Каким образом можно избавиться от этого путём усовершенствования машин? Это типичный прием "основоположников" - левая отмазка, то есть отговорка, дающая иллюзию решения, но в реальности решением реальных проблем не являющаяся. Попросту говоря - подсунутое фуфло. С этим в полный рост столкнулись большевики, придя к власти - марксизм - лишь иллюзия понимания процессов, фуфло.

Ещё один важный и показательный момент мышления г-на Энгельса: у него всё делается само собой. Ведь он призывает объединить имущество прямо сейчас и предсказывает что скоро в США граждане так добровольно и поступят. Прошу прощения, а откуда возьмётся механизация в столь колоссальных масштабах? Дело даже не в унитазе для каждого гражданина. Дело в беспрецедентной по масштабу механизации, которая почти полностью уберет тяжелый труд и сравняет его с лёгким (чтобы общинникам было не оч чем спорить), об этом не может быть речи даже сейчас, спустя 150 лет. Объём тяжёлых работ даже сейчас просто огромен, а тогда тяжёлая работа была просто повсеместной. Как будут жить общины до этой самой механизации? Ведь речь очевидно идет о многих сотнях лет? О чем вообще фантазирует это странный господин? Но призывает в туманную даль с необычайной лёгкостью.

 

 

 

Община Оуна "Новая Гармония" в США как раз рухнула в начале 30-х годов 19 века именно по такой схеме - никто не хотел делать тяжёлые и грязные работы, получая такие же материальные блага, как и тот, чей труд лёгок или откровенных лентяев. Проблема решена не была и община Оуэна заполнилась лентяями, не желающими работать, а цветущая земля, на которую он потратил все свои сбережения, пришла в полнейший упадок. Крах коммунистической общины "Новая Гармония" был в те годы на слуху у всех образованных людей, хоть как-то интересовавшихся социальными вопросами. Но Энгельс почему-то в упор ничего не видит. Он просто откровенно лжёт. А что, для благой цели не грех и солгать. Главное заманить людей, а потом всё оправдается, не так ли? Правда, почему бы по приколу не провести социальный эксперимент, а то, что на карту ставятся жизни и судьбы великовозрастному инфантилу не интересно. Какой совестью, самоуверенностью и безответственностью надо обладать, чтобы настоятельно рекомендовать людям, что только что провалилось с оглушительным треском, разорив тех, кто туда вложил всё своё состояние? Энгельс просто бессовестный безответственный шарлатан.

 

Можно ли решить проблему тяжелых работ при социализме? Можно. Но совершенно не так, как предлагает Энгельс. Правда, речь не об этом. Для начала тут нельзя игнорировать весьма серьезную проблему, успешно погубившую не одну общину. Ладно, вернемся пока к его статье.

-------------------

Читатель увидит, что большинство из описанных ниже колоний ведет свое начало от различных религиозных сект, имеющих чаще всего весьма вздорные и нелепые представления о разных вещах. На это автор лишь кратко заметит, что эти представления не имеют никакого отношения к коммунизму. И также совершенно безразлично верят ли те, кто доказывает на деле осуществимость общности, в одного бога, в двадцать богов или же совсем не верят в бога; если вера их неразумна, то это является препятствием на пути общности, если же, тем не менее, общность здесь претворяется в жизнь, то насколько она была бы более возможна среди людей, свободных от подобных предрассудков. Почти все недавно созданные колонии совершенно свободны от религиозных надувательств, и английские социалисты, хотя и очень веротерпимы, почти все не признают никакой религии, за что их и осыпают всяческой клеветой и бранью в ханжеской Англии. Но даже сами их противники, как только дело доходит до доказательств, вынуждены признать, что все эти наветы не имеют под собой никакой почвы.

Первыми, кто создал в Америке и вообще в мире общество на основе общности имущества, были так называемые шейкеры.

------

От РП: Надо полагать Энгельс вообще не слышал о первых христианах и многочисленных восточных сектах, например, тех же хурамитах. Опыт первых христиан был достаточно широко известен уже пару тысяч лет и именно на него ссылались сектанты, образовавшие "коммунистические" общины. Хороший показатель того, что журналист-любитель Энгельс просто малообразованный и амбициозный человек.

-------

Это особая секта, с очень своеобразными религиозными взглядами, не признающая брака и вообще не допускающая половых отношений и тому подобного. Но этого мы здесь не касаемся. Секта шейкеров возникла приблизительно лет семьдесят тому назад. Основателями ее были бедняки, которые объединились, чтобы жить вместе в братской любви и общности имущества и почитать своего бога по-своему. Несмотря на то, что их религиозные воззрения и особенно запрещение брака многих отпугивали, у них нашлись приверженцы, и теперь они образуют десять больших общин, каждая из которых насчитывает от трехсот до восьмисот членов. Каждая из этих общин представляет собой красивый, правильно распланированный город, с жилыми домами, фабриками, мастерскими, зданиями для собраний, амбарами; у них имеются в изобилии цветники, огороды, фруктовые сады, леса, виноградники, луга и пахотная земля; кроме того, есть всякого рода скот: лошади, коровы, овцы, свиньи, домашняя птица больше, чем им может требоваться, и притом самых лучших пород. Их амбары всегда полны зерна, а кладовые — ткани для одежды; один английский путешественник (Дж. Финч), посетивший их, даже сказал, что не понимает, почему эти люди, у которых всего в избытке, все еще работают; по-видимому, они работают исключительно ради времяпрепровождения, ибо, в противном случае, им незачем было бы это делать. Среди них нет ни одного человека, который бы работал против своего желания, и ни одного, который бы тщетно искал работу. У них нет приютов для бедных и богаделен, ибо нет ни одного бедняка и нуждающегося, нет беспомощных вдов и сирот; они не знают нужды и могут ее не страшиться. В их десяти городах нет ни одного жандарма или полицейского; нет судей, адвокатов и солдат; нет тюрем и исправительных домов; и, однако, все идет своим чередом. Законы страны существуют не для них; и если бы иметь в виду только их, то эти законы можно было бы с успехом отменить и на это никто не обратил бы внимания; ибо они самые мирные из граждан, ни разу еще не поставили тюрьмам ни одного преступника. Как уже сказано, они живут на основе полной общности имущества и в сношениях между собой не знают ни торговли, ни денег. В прошлом году английский путешественник по имени Финч посетил один из этих городов, Плезант-Хилл близ Лексингтона в штате Кентукки. Вот как он описывает его:

«Плезант-Хилл состоит из множества больших красивых кирпичных и каменных домов, фабрик, мастерских, конюшен и амбаров; все эти здания содержатся в образцовом порядке и являются лучшими во всем Кентукки. Пашню шейкеров легко было узнать по прекрасной окружающей ее каменной стене и по замечательной обработке; большое количество хорошо упитанных коров и овец паслось на полях, а множество жирных свиней поедали во фруктовых садах опавшие плоды. Шейкеры владеют здесь почти четырьмя тысячами американских моргенов земли, из которых около двух третей возделывается. Эта колония была основана около 1806 г. одной-единственной семьей, позднее к ней присоединились другие семьи, и таким образом колония постепенно разрослась; одни принесли с собой небольшую сумму денег, другие совсем ничего. Им пришлось бороться со многими трудностями и терпеть вначале большие лишения, так как в большинстве своем они были очень бедны; но благодаря труду, бережливости, умеренности они преодолели все; теперь у них имеется все в избытке, и они никому не должны ни копейки. В настоящее время это общество насчитывает около трехсот членов, в том числе пятьдесят или шестьдесят — детей моложе шестнадцати лет. Среди шейкеров нет ни господ, ни слуг и, тем более, нет рабов; они свободны, богаты и счастливы. У них две школы: одна для мальчиков, другая для девочек; там обучают чтению, письму, счету, английскому языку и основам их религии; они не обучают детей наукам, ибо полагают, что последние не нужны для спасения души. Поскольку они не признают брака, то неизбежно вымерли бы, если бы к ним постоянно не прибывали новые члены; и хотя запрещение брака отпугивает очень многих и некоторые из лучших членов из-за этого даже уходят, однако к ним постоянно приходит столько новых членов, что число их непрерывно растет. Они занимаются скотоводством, хлебопашеством и полеводством, сами возделывают лен, изготовляют шерсть и шелк, которые прядут и ткут на собственных фабриках. То, что они производят сверх своих потребностей, они продают или обменивают у своих соседей. Обычно они работают до темноты. В управлении имеется открытая для всех контора, в которой ведутся книги и счетоводство, и каждый член общины имеет право просмотреть это счетоводство, когда только пожелает. Сами они не знают, насколько богаты, так как не ведут описи своего имущества; им достаточно знать, что все, чем они располагают, принадлежит им, так как они никому ничего не должны. Лишь один раз в году они подсчитывают суммы, которые им должны соседи.

Община делится на пять семей (отделений), насчитывающих от сорока до восьмидесяти членов каждая; каждая семья имеет свое отдельное хозяйство и живет в одном большом красивом доме; каждый получает из общего склада общины все, что ему надо, бесплатно, и в таком количестве, какое ему требуется. В каждой семье есть дьякон, который заботится о том, чтобы все получили то, в чем нуждаются, и по возможности предупреждает желания каждого. Их одежда, наподобие квакерской, проста, чиста и опрятна; их пища весьма разнообразна и всегда лучшего качества. Каждый вновь принимаемый член должен, по уставу общины, передать в общую собственность все, что у него есть, и не имеет права ни при каких обстоятельствах потребовать это обратно, даже в случае выхода из общины; и, несмотря на это, община возвращает каждому, покидающему ее, столько, сколько он принес с собой. Если выходит член, не принесший с собой ничего, то, согласно уставу, он не вправе также потребовать никакого вознаграждения за свой труд, поскольку он питался и одевался за общий счет все то время, пока работал; но обычно и в этом случае каждому дают на дорогу подарок, если он уходит с миром.

Управление у них строится по образцу первых христиан. В каждой общине есть два священнослужителя — мужчина и женщина, имеющие в свою очередь двух заместителей. Эти четыре духовных лица стоят во главе общины и решают все споры. В каждой семье в общине есть опять-таки двое старейшин с двумя заместителями и один дьякон, или управитель. Имуществом общины распоряжается совет, состоящий из трех членов, который наблюдает за всем заведением, руководит работами и ведет торговлю с соседями. Он не имеет права покупать или продавать землю без согласия общины. Кроме того, имеются, конечно, надзиратели и заведующие в различных отраслях труда; но у них стало правилом, что никто никогда ни от кого не получает приказов, а на всех следует воздействовать убеждением» .

Вторую колонию шейкеров, Нью-Либанон в штате Нью- Йорк, посетил в 1842г другой английский путешественник по имени Питкетли. Г-н Питкетли тщательнейшим образом осмотрел весь город, насчитывающий около восьмисот жителей и владеющий семью-восемью тысячами моргенов земли, обследовал его мастерские и фабрики, кожевенные заводы, лесопильни и так далее и нашел все заведение совершенным. Он тоже удивляется богатству этих людей, которые начали с ничего, а теперь с каждым годом становятся богаче, и говорит:

«Среди них все счастливы и веселы; тут нет раздоров, наоборот, во всем селении царят дружба и любовь, во всех звеньях наблюдаются порядок и аккуратность, не имеющие себе равных».

Таковы факты, касающиеся шейкеров. Они живут, как сказано, на основе полной общности имущества, у них десять таких общин в Соединенных Штатах Северной Америки.

Помимо шейкеров в Америке существуют еще и другие колонии, основанные на общности имущества. В первую очередь, следует здесь упомянуть раппистов. Рапп, проповедник из Вюртемберга, в 1790 г. вместе со своими прихожанами ото шел от лютеранской церкви и, преследуемый правительством, уехал в 1802 г. в Америку. Его приверженцы последовали за ним в 1804 г., и, таким образом, он, вместе с сотней семейств, поселился в Пенсильвании. У них было в общей сложности около 25 000 талеров, на которые они купили земельный участок и орудия. Земля представляла собой нетронутый девственный лес, и цена ее равнялась всему их состоянию; но эту сумму они выплачивали в рассрочку. Они объединились на основе общности имущества и заключили между собой следующий договор:

1)       Каждый вносит в общину все, что имеет, не требуя себе за это никаких преимуществ. В общине все равны.

2)       Законы и правила общины одинаково обязательны, для всех.

3)       Все трудятся только на благо всей общины, а не каждый для одного себя.

4)       Кто покидает общину, не может требовать вознаграждения за свой труд, но получает обратно все, что внес; а тот, кто не внес ничего и уходит с миром и дружбой, тот получает на дорогу добровольный дар.

5)       Община обязуется снабжать каждого члена и его семью всем необходимым для жизни и обеспечивать необходимый уход во время болезни и в старости; если же родители умрут или выйдут из общины, оставив своих детей, то община возьмет на себя воспитание этих детей.

В первые годы существования общины, когда ей надо было осваивать целину и выплачивать при этом ежегодно 7000 талеров за земельный участок, людям, естественно, пришлось туго. Это отпугнуло кое-кого из более богатых, они вышли из общины и забрали свои деньги, что еще больше увеличило трудности поселенцев. Но большинство из них держалось стойко, и уже через пять лет, в 1810 г., они выплатили все свои долги. В 1815 г. они по разным причинам продали свое поселение и снова купили двадцать тысяч моргенов девственного леса в штате Индиана. Через несколько лет они основали здесь красивый город «Новая Гармония», освоили значительную часть земли, развели виноградники, вспахали поля под зерновые, построили шерстяную и хлопчатобумажную фабрику и становились с каждым днем все богаче. В 1825г. они продали всю свою колонию за двести тысяч талеров г-ну Роберту Оуэну и в третий раз переселились на жительство в девственный лес. На этот раз они поселились на берегу большой реки Огайо и построили город «Экономия», который был больше и красивее, чем все те, в каких они жили раньше. В 1831 г. в Америку приехал граф Леон с группой немцев, около тридцати человек, чтобы присоединиться к ним. Они охотно приняли этих новых пришельцев; но граф восстановил часть членов против Раппа, в связи с этим на одном из собраний всей общины было решено, что Леон со своими приверженцами должен уйти. Оставшиеся выплатили недовольным свыше ста двадцати тысяч талеров, и на эти деньги Леон основал вторую колонию, которая, однако, из-за плохого управления потерпела крах; участники ее затем рассеялись, а граф Леон вскоре после того умер в Техасе как бродяга. Колония Раппа, напротив, процветает и по сей день. О ее теперешнем положении упомянутый выше путешественник Финч сообщает следую щее:

«Город «Экономия» состоит из трех длинных и широких улиц, пересекаемых пятью такими же широкими поперечными улицами; в нем имеется церковь, гостиница, шерстяная, хлопчатобумажная и шелковая фабрика, специальное помещение для разведения шелковичных червей, общественный товарный склад для удовлетворения потребностей членов общины и для продажи посторонним, естественноисторический музей, различные ремесленные мастерские, хозяйственные постройки и прекрасные большие жилые дома для отдельных семейств с большим садом при каждом доме. На земле, принадлежащей городу, — протяженностью в два часа ходьбы, а шириной в четверть часа — находятся большие виноградники, фруктовый сад в тридцать семь моргенов, поля и луга. Членов общины насчитывается около четырехсот пятидесяти; все они прекрасно одеты, хорошо питаются и великолепно живут; это веселые, довольные, счастливые и добродетельные люди, не знающие уже много лет никакой нужды.

У них тоже было одно время большое предубеждение против брака, но теперь они женятся, имеют семьи и очень хотели бы увеличить число членов общины, если бы к ним явились подходящие люди. Их религия основывается на Новом завете, но они не придерживаются особого веро исповедания и разрешают каждому иметь свои собственные взгляды, лишь бы он не мешал другим и не заводил споров о вере. Они называют себя гармонистами. У них нет оплачиваемых священников; г-н Рапп, которому больше восьмидесяти лет, не только священник, но и управитель и судья. Они охотно занимаются музыкой, устраивают иногда концерты и музыкальные вечера. За день до моего приезда, начало жатвы было отмечено большим концертом в поле. В их школах обучают чтению, письму, счету и языку, но не обучают наукам, совсем как у шейкеров. Они работают гораздо больше, чем это им необходимо: зимой и летом от восхода до захода солнца; работают все, а тот, кто зимой не работает на фабриках, находит работу на молотьбе, по уходу за скотом и т. д. У них 75 молочных коров, большие стада овец, много лошадей, свиней и птицы; из своих сбережений они ссудили большие суммы купцам и менялам, и хотя вследствие банкротств они потеряли значительную часть этих вкладов, все же количество свободных денег у них увеличивается с каждым годом.

С самого начала у них было стремление производить самим все, в чем они нуждаются, чтобы как можно меньше покупать у других и в конечном счете производить больше, чем им потребуется; позднее они приобрели стадо в сто испанских овец для улучшения овцеводства, уплатив за это пятнадцать тысяч талеров. Они были в числе первых, кто начал в Америке изготовлять шерстяные товары. Затем они начали разводить виноградники, возделывать лен, построили хлопчатобумажную фабрику и стали заниматься разведением и обработкой шелка. Но во всех случаях они в первую очередь заботятся о том, чтобы полностью обеспечить самих себя, прежде чем продавать что-нибудь.

Они живут семьями в двадцать — сорок человек, причем каждая семья имеет отдельный дом и отдельное хозяйство. Все необходимое семья получает с общественных складов. Они имеют всего в изобилии для всех и получают все бесплатно и столько, сколько пожелают. Когда им требуется одежда или обувь, они отправляются к портному, портнихе или сапожнику и им изготовляются вещи по их вкусу. Мясо и другие пищевые продукты выдаются каждой семье по числу ее членов, у них всего вдоволь и в избытке».

----------------

От РП: Шейкеры (настоящее название - Объединённое Общество Верующих во Второе Пришествие или Церковь Тысячелетия), так понравившиеся Энгельсу - одна из весьма омерзительных сект, известная в России под именем "трясунов" или "трясущихся квакеров". Граждан сектантов так называли за мессы, на которых у адептов начинались судорожные припадки - тряска, иногда сопровождающаяся подобием танца, что рассматривалось как снисхождение Святого Духа и выкрикиванием звуков, которые считались за "говорение на божественных языках". Секс считался грехом и был под запретом. Совместное проживание мужчин и женщин, как и совместная работа, практически не допускались. Частной собственности не было, семьи, в традиционном понимании - тоже. Сектанты с удовольствием усыновляли сирот, из которых тоже воспитывались трясуны. Однако, детей было мало и это было одной из важнейших причин высокой производительности труда трясунов по сравнению с соседями - женщины не отвлекались на роды, беременность, кормление детей, не тратились силы и ресурсы на воспитание и образование. Делать им было особо нечего - детей нет, секс запрещен, для траты энергии этого сектантов заставляли много работать. В период своего максимального подъема секта трясунов насчитывала около 6000 человек. Уже через пару десятков лет секты трясунов стали стремительно распадаться, общины заполнились стариками, которых некому было обслуживать - пришла расплата за бездетность, молодежь побежала из сект. Общины обезлюдели и уже к концу 19 века насчитывалось не более 1000 трясунов. Трясуны окончательно исчезли к середине ХХ века со смертью последних сектантов. Достойный пример, что и говорить. Перейдём к следующему достойному примеру.

--------------

Другая община, созданная на основе общности имущества, поселилась в Зоаре, в штате Огайо. Эти люди также являются сепаратистами из Вюртемберга, отошедшими от лютеранской церкви одновременно с Рапном; после десятилетних преследований со стороны церковных властей и правительства они тоже эмигрировали. Они были очень бедны и смогли достигнуть своей цели только благодаря поддержке со стороны филантропов-квакеров в Лондоне и Америке. Они прибыли в Филадельфию осенью 1817г во главе со своим священником Боймлером и купили у одного квакера земельный участок в семь тысяч моргенов, которым владеют и поныне. Покупную цену, около шести тысяч талеров, надо было выплачивать по частям. Когда они прибыли на место и подсчитали свои деньги, то оказалось, что на каждого человека приходилось ровно по шести талеров. Это было все, что они имели; за землю еще не было уплачено ни гроша, и на эти несколько талеров они должны были приобрести семена, земледельческие орудия и припасы до ближайшего урожая. Они нашли лес с несколькими срубами, и этот лес им предстояло сделать пригодным для обработки; но они энергично принялись за работу, вскоре привели свои поля в пригодное для возделывания состояние и уже на следующий год построили зерновую мельницу. Вначале они разделили свою землю на небольшие участки, каждый из которых обрабатывался отдельной семьей за ее собственный счет и как ее частная собственность. Но они вскоре увидели, что это не годится: так как каждый работал только для себя, то они не могли с достаточной быстротой вырубить лес и сделать землю пригодной для обработки; они вообще не могли как следует помогать друг другу, благодаря чему многие впали в долги и им грозило полное обнищание. Поэтому через полтора года, в апреле 1819г, они объединились в общину на основе общности имущества, набросали устав и единогласно избрали директором своего пастора Боймлера. Теперь они выплатили все долги членов общины, получили двухгодичную отсрочку для уплаты денег за землю и стали работать с удвоенным рвением и объединенными силами. При этой новой организации дела пошли настолько хорошо, что они уже за четыре года до назначенного срока смогли выплатить за землю всю покупную сумму вместе с процентами; впрочем, о том, как им живется, может дать представление следующее описание, принадлежащее двум очевидцам.

Один американский купец, очень часто наезжающий в Зоар, описывает это место как совершенный образец чистоты, порядка и красоты; в нем имеется прекрасная гостиница, дворец, в котором живет старый Боймлер, великолепный общественный сад в два моргена величиной, с большой оранжереей, и красивые благоустроенные дома и сады. Он изображает этих людей как очень счастливых и довольных, трудолюбивых и честных. Его описание было помещено в газете города Питтсбург (Огайо) («Pittsburg Daily Advocate and Advertiser», 17 июля 1843).

Неоднократно упоминаемый Финч заявляет, что эта община самая совершенная из всех общин, созданных в Америке на основе общности имущества. Он приводит длинный список ее богатств, рассказывает, что они имеют льнопрядильню и шерстяную фабрику, кожевенный и чугунолитейный заводы, две зерновые мельницы, две лесопильни, две молотилки и множество всевозможных ремесленных мастерских. К этому он прибавляет, что их поля обработаны лучше, чем все те, которые он видел в Америке. — «Pfennig - Magazin» оценивает имущество сепаратистов в 170 000—180 000 талеров; эти деньги они заработали за 25 лет, а начали с того, что имели только по 6 талеров на душу. Их насчитывается около двухсот человек. Они также одно время воздерживались от брака, но, подобно раппистам, отказались от этого и теперь вступают в брак.

Финч приводит текст конституции этих сепаратистов, которая в существенных чертах сводится к следующему.

Все должностные лица общины выборные; выбирают их все члены общины старше двадцати одного года из собственной среды. Эти должностные лица следующие:

1) Три попечителя, из которых один ежегодно переизбирается и которые в любое время могут быть смещены общиной. Они ведают всем имуществом общины и обеспечивают ее чле нов необходимыми для жизни припасами, жилищем, одеждой, питанием в той мере, в какой это позволяют обстоятельства, и не взирая на лица. Они назначают себе помощников по различным отраслям работы, разрешают мелкие споры и могут, совместно с общинным советом, издавать новые правила, которые, однако, не должны противоречить конституции.

2) Директор, который остается на своем посту до тех пор, пока пользуется доверием общины, и который ведет все дела ее в качестве высшего должностного лица; он имеет право покупать и продавать, заключать контракты, но во всех важных вопросах может действовать только с согласия троих попечителей.

3) Общинный совет, состоящий из пяти членов, из которых ежегодно выбывает один, и представляющий высшую власть общины; вместе с попечителями и директором он издает законы, контролирует прочих должностных лиц и разрешает споры, если стороны недовольны решением попечителей;

4) Наконец, казначей, избираемый на четыре года; из всех членов и должностных лиц лишь он один имеет право хранить деньги.

Кроме того, конституция предусматривает устройство учебно-воспитательного заведения, обязывает всех членов общины передавать всю свою собственность общине навечно и без права возврата; новые члены принимаются лишь после того, как они прожили год в общине и по единогласному решению всех членов; конституция может быть изменена только в том случае, если за это выскажется две трети членов.

---------------

Справка РП: Вюртембурсгские сепаратисты - религиозная секта фанатиков-протестантов, ожидавших скорого Апокалипсиса и второго пришествия, относившихся к т.н. "пиетистам", придававшим исключительное внимание личной чистоте, порядку и благочестию.Так что чистота и порядок в их коммуне - вовсе не результат общественного производства, а результат национального немецкого менталитета и религиозных правил. Секты пиетистов славились исключительным доверием членов секты друг к другу, что, естественно резко улучшало обстановку в общине, но опять же, это не имело отношения к производству. Жизнь пиетиста должна была протекать в труде и непрестанном покаянии, но природа брала своё и со временем сепаратист и пиетист стали синонимом слов "ханжа" и "лицемер". Пиетисты в целом отличались крайней неприязнью к науке и обучению. Секты сепаратистов практически полностью исчезли как самостоятельные единицы к концу 19 века, часть из них дала начало сектам баптистов, евангелистов и пятедисятников.

----------------

Нетрудно было бы продолжить эти описания, ибо почти все путешественники, направляющиеся в глубь Америки, посещают ту или другую из упомянутых колоний и почти во всех описаниях путешествий говорится о них. Но ни один из этих путешественников не смог сказать об этих людях ничего дурного; напротив, все только хвалят их, и единственное, за что их можно порицать, в особенности шейкеров, это за религиозные предрассудки, не имеющие, однако, ничего общего с учением об общности имущества. Так, я мог бы привести еще труды г-жи Мартино, гг. Мелиша и Бакингэма и многих других, но так как выше сказано уже достаточно и все авторы сообщают то же самое, то в этом нет необходимости.

----------------

От РП: Путешественники - люди своеобразные, которые обычно видеть только внешнюю сторону. Многое зависит от того, как их приняли в какой-то местности, как себя подали местные жители, личного впечатления и взглядов путешественника. Если почитать, к примеру, описания России западными путешественниками, то можно узнать про себя много удивительных вещей, который даже нельзя было представить. Сепаратисты были хорошо известны в Германии.  В реальности сепаратисты были весьма неприятными, заносчивыми и весьма конфликтными людьми, которые не прижились даже в протестантсокой Германии, пришлось эмигрировать в США. Было бы неудивительно, если бы Энгельс не знал, кто такие сепаратисты-пиетисты, будь он, к примеру, японцем. Но это были соотечественники, почти земляки западного немца Энгельса, юго-западные немцы, хорошо известные на родине, где их имя стало нарицательным в нехорошем смысле - ханжа и лицемер, примерно как библейский фарисей. Он то ли малограмотный человек, живший в параллельной реальности, то ли нечестный исследователь. Для ученого пользоваться такими весьма недостоверными данными весьма странно, а для сектанта-публициста, которому любое лыко в строку - в самый раз. И наплевать, что реальность разительно отличается от фантазий шарлатана.

Следует отметить, что чистота в деревенской общине и наличие большого количества продуктов в кладовых вовсе не означает, что в данном месте производительность труда выше, чем у соседей. Соседские дома могут быть не столь красивы, а кладовые не столь полны, но большое количество продукции может производится на продажу, а часть сырья, оборудования и продукции - закупаться, соответственно требуется разделение труда и весьма желательны современные технологии. Вообще, времена пасторалей проходили, наступала индустриализация, где первая роль была у городов и заводов, а не у сельских общин. Сельские общины - это шаг назад по сравнению с индустриализацией. Приводить подобное в качестве примера для подражания, когда мир стоит на пороге Научно-Технической Революции? "Хороший" из Энгельса учёный и аналитик, нечего сказать.

----------------

Успех шейкеров, гармонистов и сепаратистов, (От РП: Да уж... "успех".) а также всеобщая потребность в новом устройстве человеческого общества и вытекающие отсюда усилия социалистов и коммунистов побудили за последнее время многих других (От РП: Насчёт многих, мягко говоря, это очень сильное преувеличение. Доля таких общин в населении США была ничтожна. Это к вопросу об адекватности г-на Энгельса) в Америке предпринять подобные же попытки. Так, г-н Гиналь, немецкий проповедник в Филадельфии, образовал общество, которое закупило 37000 моргенов леса в штате Филадельфия, построило там свыше восьмидесяти домов и уже насчитывает свыше пятисот человек, по большей части немцев. У них имеется большой кожевенный завод и гончарное производство, много мастерских и складов, и дела идут у них очень хорошо. Само собой разумеется, они живут на основе общности имущества равно как и все общины, о которых речь пойдет ниже. — Некий г-н Хизби, железозаводчик из Питтсбурга (Огайо), основал в своем родном городе подобную же общину, которая закупила в прошлом году около 4000 моргенов земли вблизи Питтсбурга и намерена создать колонию на основе общности имущества. — Далее, в штате Нью-Йорк, в Скенительсе, существует такая же колония, основанная весной 1843 г. {в оригинале опечатка: 1813г} английским социалистом Дж. А. Коллинзом вместе с тридцатью единомышленниками; кроме того, в Миндене, в штате Массачусетс, где со времени 1842 г. поселилось около ста человек; далее две общины в Пайк-Каунти, в штате Пенсильвания, которые также были основаны недавно; затем одна в Брук-Фарме, в Массачусетсе, где на 200 моргенах земли живут пятьдесят членов общины и тридцать школьников, построивших отличную школу под руководством унитарианского священника Дж. Рипли; далее, в Норт-гэмптоне, в том же штате, с 1842 г. существует община, насчитывающая 120 членов, которые на своих 500 моргенах земли занимаются земледелием, скотоводством и имеют лесопильни, шелковые фабрики и красильни, и, наконец, колония английских эмигрантов-социалистов в Экволити, близ Милуоки, в штате Висконсин, которая была основана в прошлом году Томасом Хантом и быстро развивается. Помимо этих колоний за последнее время как будто было основано еще несколько общин, но об этом пока нет сведений. — Во всяком случае, ясно одно, что американцы и особенно бедные рабочие больших городов Нью-Йорка, Филадельфии, Бостона и т. д. приняли это дело близко к сердцу и основали много обществ для устройства подобных колоний и что новые общины возникают все время. Американцам надоело оставаться и дальше рабами кучки богачей, живущих трудом народа, а при энергии и упорстве этой нации очевидно, что общность имущества скоро будет введена в значительной части страны. (От РП: Выделено нами. Потрясающее по точности предсказание)

Однако не только в Америке, но и в Англии сделаны попытки осуществить общность имущества. Здесь это учение проповедовал в течение тридцати лет гуманист Роберт Оуэн, который пожертвовал все свое большое состояние без остатка на основание ныне существующей колонии «Гармония» в Гэмпшире. Созданное им для этой цели общество купило участок земли в 1200 моргенов и основало там общину согласно предложениям Оуэна. Она насчитывает теперь свыше ста членов, живущих вместе в большом здании и занимающихся пока что главным образом земледелием. Так как предполагалось с самого начала сделать из этой общины образец нового общественного строя, то потребовался значительный капитал, и до настоящего времени в дело уже вложено около двухсот тысяч талеров. Часть этой суммы была взята взаймы и должна была время от времени выплачиваться; это вызвало ряд затруднений, и из-за недостатка денег многие сооружения не могли быть завершены и стать доходными. А так как члены общины были не единственными собственниками предприятия, а во главе его стояла дирекция общества социалистов, которому оно принадлежит, то вследствие этого тоже возникали иногда недоразумения и недовольство. Но, несмотря на все это, дело идет своим чередом; члены общины, по свидетельству всех посетителей, относятся друг к другу как нельзя лучше, оказывают взаимную помощь, и, вопреки всем затруднениям, существование предприятия теперь все же обеспечено. Главное состоит в том, что все затруднения проистекают не из общности, а из того, что эта общность еще не проведена полностью. Будь это сделано, члены общины не должны были бы употреблять весь свой заработок на выплату взятой взаймы ссуды и процентов по ней, а могли бы использовать его для завершения и усовершенствования этого предприятия; кроме того, они могли бы сами выбирать свое управление, а не зависеть постоянно от дирекции общества.

----------------

От РП: Г-н Энгельс перепутал всё, что мог. Не "Гармония", а "Новая Гармония" и не в Англии, а в США и не в эти годы, а она успешно разорилась 15 лет назад. А "в эти" годы было создано кооперативное общество в Квинсвуде - крохотной деревушке в графстве Хэмпшир. Община так и называлась "Квинсвудская ферма". Упаси нас Аллах от таких учёных как Энгельс.

----------------

О самом предприятии один экономист-практик, объехавший всю Англию с целью ознакомления с состоянием земледелия и описавший свои впечатления в лондонской газете «Morning Chronicle» под псевдонимом: «Один из тех, кто сам ходил за плугом»*, сообщает следующее («Morning Chronicle», 13 декабря 1842 г.):

* псевдоним Александра Сомервилла

Проехав плохо возделанную, поросшую скорее сорняком, чем злаками, местность, он впервые в своей жизни услышал в одной близлежащей деревне кое-что о социалистах из «Гармонии». Один состоятельный человек рассказал ему там, что они возделывают, и притом очень хорошо, большой участок земли, что все распространяемые о них ложные слухи — неверны, что священник мог бы только гордиться, если бы хотя половина жителей его прихода вела себя так достойно, как эти социалисты, и что было бы также очень желательно, чтобы землевладельцы окружающей местности давали беднякам столь ко же работы и на таких же выгодных условиях, как это делают эти люди. У них свои особые взгляды на собственность, но, при всем том, они ведут себя очень хорошо и показывают хороший пример всей округе. Он добавил, что их религиозные взгляды различны: одни ходят в одну церковь, другие — в другую, и они никогда не говорят о религии или политике с жителями деревни. На его вопрос двое из них ответили, что у них нет каких-либо определенных религиозных взглядов и каждый может верить во что он хочет. Мы все были очень озадачены, когда услыхали, что они прибыли сюда, но теперь находим, что они очень хорошие соседи, подают нашим односельчанам хороший пример нравственности, предоставляют работу многим нашим беднякам, и так как они никогда не стараются навязать нам своих взглядов, то у нас нет никаких оснований быть недовольными ими. Они все отличаются приличным по ведением и благовоспитанностью, и никто здесь, в окрестностях, не может ничего сказать дурного об их образе жизни.

Услышав и от других то же самое, наш автор отправился затем в «Гармонию». Проехав снова мимо плохо возделанных полей, он натолкнулся на очень хорошо обработанное свекловичное поле с прекрасным богатым урожаем и сказал своему приятелю, местному арендатору: если это социалистическая свекла, то выглядит она неплохо. Вскоре затем он встретил социалистическое стадо в семьсот овец, которые тоже были прекрасны, а потом пришли к большому, со вкусом построенному солидному жилому дому. Однако в нем все было еще не закончено: валялись кирпичи и строевой лес, наполовину была сделана облицовка, не засыпаны ямы. Они вошли в дом, где их вежливо и радушно приняли и повели по всему зданию. На первом этаже была большая столовая и кухня, откуда полные блюда подавались с помощью машины в столовую, а пустая посуда возвращалась на кухню. Эту машину посетителям показывало несколько детей, которые отличались чистой опрятной одеждой, здоровым видом и уменьем себя держать. Женщины на кухне имели тоже очень чистый и пристойный вид; и посетитель очень удивился, что они среди грязной посуды — обед только что кончился — могли выглядеть такими миловидными и чистыми. Сама кухня была неописуемо красиво оборудована, и лондонский архитектор, построивший ее, сказал, что даже в Лондоне найдется очень мало кухонь, снабженных таким совершенным и дорогостоящим оборудованием — с этим замечанием согласен и наш рассказчик. — Возле кухни были расположены удобные прачечные, ванные комнаты, погреба и отдельные помещения, где каждый член может умыться по возвращении с работы.

На втором этаже помещался большой танцевальный зал, а над ним очень удобно устроенные спальные комнаты.

Сад, в двадцать семь моргенов величиною, был в отличном порядке; и вообще повсюду была заметна кипучая деятельность. Здесь изготовляли кирпичи, жгли известь, строили и прокладывали улицы; уже было засеяно пшеницей сто морге нов и предполагалось вспахать под пшеницу еще больше земли; был вырыт пруд для стока жидкого удобрения, а из небольшого леса, расположенного на территории колонии, был привезен перегной для удобрения, — словом, было сделано все, чтобы повысить урожайность почвы.

Наш автор пишет в заключение:

«Я полагаю, что арендная плата за их земельный участок должна составлять в среднем три фунта (двадцать один талер) за морген в год, а они платят только пятнадцать шиллингов (пять талеров). — Сделка, которую они совершили, очень выгодна, если только они будут разумно хозяйничать; и что бы ни говорили об их общественных домах, следует признать, что свои земельные владения они обрабатывают превосходно».

-----------------

От РП: "Биография "экономиста" Александра Соммервила (Alexander Somerville) вот тут для тех, кто владеет английским: http://www.biographi.ca/en/bio/somerville_alexander_11E.html" Он никакой не экономист и никогда им не был. Он радикальный шотланский публицист, военный, путешественник и авантюрист. С практической экономикой у него было весьма плохо - совершенно разорившись, он был вынужден уехать в Канаду, где, впорочем, стал весьма уважаемым человеком. Хоть что-то журналюшка Энгельс способен не переврать?

----------------

Добавим к этому описанию еще несколько слов о внутреннем устройстве этой общины. Члены ее живут вместе в большом доме, причем у каждого своя отдельная спальня, устроенная удобнейшим образом; домашнее хозяйство ведется для всех сообща частью женщин, в результате чего сберегается, естественно, очень много времени и труда, которые затрачиваются при ведении многих маленьких хозяйств, благодаря чему создаются большие удобства, совершенно недоступные в маленьких хозяйствах. Так, например, кухонный очаг служит одновременно источником для обогревания теплым воздухом всех комнат в доме; холодная и теплая вода подается по трубам в каждую комнату и вообще имеются другие подобные удобства и преимущества, которые возможны лишь в общественных сооружениях. Детей отдают в школу, связанную с предприятием, и они воспитываются там за общественный счет. Родители могут видеть их, когда хотят, а воспитание рассчитано на физическое и духовное развитие и жизнь в коллективе. Детей не мучат религиозно-богословскими спорами, латынью и греческим языком, но тем больше внимания они уделяют изучению природы, развитию своего собственного тела и своих духовных способностей и отдыхают на лоне природы от сидения, правда, непродолжительного, за партами; ибо преподавание ведется не только в помещении, но очень часто под открытым небом, и труд является частью воспитания. Нравственное воспитание сводится к применению одного правила: не делай другим того, чего ты не хочешь, чтобы другие делали тебе, следовательно, к проведению полного равенства и братской любви.

----------

От РП: Эта колония существовала на момент написания статьи Энгельсом последний год, уже было очевидно, что крахом закончилось и это последнее коммунарское предприятие Оуэна. Школа и мельница ещё продолжали работать лет 10, но общины уже не было - рабочие почему-то не стали жить в общем удобном доме. Показательно, что чисто социалистические общины существовали совершенно ничтожный период, в то время как общины религиозные с общим имуществом существовали многие десятилетия и даже столетия, а на Востоке ряд общин существовал тысячелетия. То есть дело тут явно не в обобществлении имущества, несмотря на его удобства, а в других вещах - психологическом программировании общинников. Духе, который так ненавидят марксисты, а попросту говоря психологии и понимании человеческой природы. Человек не просто производное общественных отношений, как заявлял Оуэн и как скопировал у него Маркс. Опыт общин оунитов доказал это со всей жестокостью. К слову, за психологическое программирование, точнее даже религиозное зомбирование религией была своя жестокая плата. Но речь не об общинах, а о трудах г-на Энгельса.

К слову, вымирающие секты оуэнитов в конце 19 века были почти копией вымирающих марксистских сект сейчас, а их тупорылые члены чрезвычайно напоминают современных марксистов - чрезвычайно самодовольные, с чувством неизбывного превосходства над окружающими как познавшие истинное учение и столь же неспособные даже к простому житейскому мышлению и элементарному сотрудничеству друг с другом.

 

Рисунок Оуэна колонии "Новая Гармония", какой она планировалась. Но всё вышло совсем не так.

 

----------

Колония находится, как сказано, под руководством председателя и дирекции общества социалистов; эта дирекция избирается ежегодно съездом, на который каждое отделение этого общества посылает одного делегата; она обладает неограниченными полномочиями в рамках устава общества и ответственна перед съездом. Община, следовательно, управляется людьми, живущими вне ее, и при таких условиях дело не может обойтись без недоразумений и дрязг; однако если бы даже опыт с «Гармонией» не удался из-за этого и вследствие денежных затруднений, чего, впрочем, нет основания ожидать, то это было бы только лишним аргументом в пользу общности имущества, ибо причиной в обоих случаях служит то, что общность не проведена до конца. Но, несмотря на все это, существование колонии обеспечено, и хотя она не могла так быстро добиться успеха и завершить свое устройство, но все же и противники общины не будут иметь случая торжествовать по поводу ее гибели.

Итак, мы видим, что общность имущества не представляет ничего невозможного и что, наоборот, все эти попытки вполне удались. Мы видим также, что люди, живущие общиной, живут лучше, затрачивая меньше труда, имеют больше свободного времени для своего духовного развития и что они лучше и нравственнее, чем их соседи, сохранившие частную собственность. Все это уже поняли американцы, англичане, французы и бельгийцы, а также многие немцы. (От РП: Многие - это мощно, да. Ему б в Мегаполис-Экспресс пойти работать, если б жив был. Подошёл бы как раз.) Во всех странах имеется известное число людей, занимающихся распространением этого учения и объявивших себя сторонниками общности.

Если этот вопрос важен для всех вообще, то в высшей степени он важен для бедных рабочих, у которых нет никакой собственности, которые уже назавтра проедают полученную сегодня заработанную плату и в любой момент могут остаться без куска хлеба из-за непредвиденных и неизбежных случайностей. Рабочим здесь открывается перспектива независимого, обеспеченного и свободного от забот существования, полного равноправия с теми, кто в настоящее время, благодаря своему богатству, может превращать рабочих в своих рабов. Этих рабочих данный вопрос затрагивает больше всего. В других странах рабочие образуют ядро партии, добивающейся общности имущества, и долг немецких рабочих также серьезно задуматься над этим вопросом. (От РП: Интересно, а немецкие рабочие в курсе, что они что-то там должны какому-то Энгельсу? Что хочет этот странный великовозрастный юноша от рабочих? Чтобы они уехали в деревню и построили там общину с объединенным имуществом? Так сам ехал бы и строил, в чем вопрос?)

Когда рабочие объединены между собой, держатся вместе и преследуют одну цель, они бесконечно сильнее богатых.

----------------

От РП: Откровенное шарлатанское фуфло. Для посредственного ума или упоротого марксиста-сектанта это может показаться так - ну как же, раз рабочих больше, значит они сильнее! Но сила - это контролируемые ресурсы самого разного плана. Даже одна богатая семья, имеющая железную дорогу (тогда они уже были) по способности перевозить грузы, не говоря уже о финансах, намного сильнее даже 10 000 общинников с подводами. Один большой океанский корабль, даже парусный, управляемый парой десятков людей, перевезет груза намного больше и безопаснее, чем сотня рыбацких шхун. Небольшая воинская часть даже того времени, вооружённая дальнобойными штуцерами и полевой артиллерией намного сильнее народного ополчения. Не говоря уже о технологически более продвинутых временах. Крупная латифундия с разделением труда, новыми агротехнологиями и меньшим количеством работников намного сильнее оуэновской общины, что успешно показал эксперимент, который критерий истины.

-----------------

И если к тому же они будут иметь в виду такую разумную, направленную на благо всех людей, цель, как общность имущества, то само собой разумеется, лучшие и наиболее рассудительные из богатых заявят о своем согласии с рабочими и их поддержат.

------------------

От РП: Очень показательно, что общность имущества является не инструментом разумного устройства жизни, а его целью. Странно для нормального человека, не так ли? А для сектанта - в самый раз.

------------------

Имеется уже большое число состоятельных и образованных людей во всех частях Германии, которые открыто высказались в пользу общности имущества и защищают права народа на земные блага, захваченные имущим классом.

Написано Ф. Энгельсом в середине октября 1844 г.

Напечатано без подписи в ежегоднике
«Deutsches Burgerbuch fur 1845». Darmstadt , 1845
Печатается по тексту ежегодника. Перевод с немецкого

Том 42 ПСС К.Маркса и Ф.Энгельса

В общем, что ни посмотри в исходных посылках и выводах г-на Энгельса - сплошная ахинея и чудовищная малограмотность, правда, заправленные огромными амбициями. Рабочие ему, оказывается, что-то там должны. Предсказания ближайшего будущего, важнейший критерий проверки истинности - пальцем в небо. Натуральный журналюшка-шарлатан, пусть и красного пошиба. Сейчас в Живом Журнале среди ушибленных головой марксистов таких энгельсов каждый второй. Конечно, мотивы г-на Энгельса и его малочисленных малолетних (в смысле ума, а не только возраста) поклонников наших времен - благородны, они искренне желают счастья всем людям так, как они это самое счастье понимают - в обобществлении имущества и отмене частной собственности. Увы, собственность или ее отсутствие само по себе не счастье и не несчастье, а лишь инструмент. Но объяснять это упоротым сектантам бесполезно так же как убедить в чём-то параноика.

Значит ли это, что более справедливое общество невозможно? Смотря что иметь в виду - по Марксу-Энгельсу нет, невозможно, это бредовая сектантская ахинея. А по-другому... конечно возможно, но тут всё намного сложнее и намного интереснее, чем представлялось ран

Павел Краснов

Текущая Ситуация: 
Аналитика: 

Комментарии

есть ведь такая "профессия" - мечтатель. Мне кажется. было бы интересно сделать обзор вообще всех "коммунистических утопий" 19-го века. Сильно подозреваю, что в этом случае мы бы увидели заурядность Энгельса не в личном (т.е. бранном)  смысле, а в качестве направления мысли того времени и "идеи, витавшей в воздухе". И окажется, что юный Энгельс был попросту "божьей дудкой" своего времени. Вероятно, Павел со мной не согласится, но лично я отказываюсь рассматривать опусы Энгельса иначе, как в контексте "сверх-идей" его века (рассмотренные "поштучно" они оказываются - таки, да - бреднями , тут с Павлом не поспоришь).

Итак, уже в первой части 19-го века европейский человек ощутил себя ужасно уставшим от городской жизни (разумеется, за этой усталостью угадывалась другая - усталость от капитализма). В те же годы бурно развивается малоизвестный раньше вид живописи - пейзаж. Т.е. то, чего художник 17-18 веков попросту не замечал - "ну растёт травка-кустики, ну и что?" Появилась устойчивая оппозиция: "неправильный город - правильная деревня". (Отвлекаясь в сторону, замечу, что подобная оппозиция будет в муках преодолеваться русской литературой того же 19-го века: в его начале художнику вообще не приходило в голову, что в деревенской пасторали могут быть какие-то безобразия.) Или даже шире: "неправильное человеческое общество - правильная природа". Тут ещё накануне 19-го века очень постарались философы-просветители - идеи "сельского эскапизма" явно растут оттуда.Это был сложный культурный феномен, довольно запутанный клубок переживаний - мечты юного Фрица являлись лишь частичным отражением эпохи.  Вот примечательная деталь: кто бы ни начинал тогда мечтать о "благой жизни" (социалисты, религиозные сектанты, сильно позже - соответственно задержкам индустриализации и урбанизации - русские толстовцы и т.д.) - мечты эти неизменно уводили из города и приводили в деревню. Заодно, думаю, было бы интересно провести сравнительное описание городов в европейской литературе того времени. Очень примечателен современник Энгельса Чарльз Диккенс -  в его романах город обычно представляется этаким монстром, лишённым всякой человечности - для контраста на фоне этих декораций Диккенс обычно изображает заблудившегося, раздавленного городом ребёнка.  Возможно, я что-то упускаю из вида, но, мне кажется, что русский мыслитель и мечтатель Чернышевский был единственным человеком своего времени, который разместил "идеальную общину будущего" (с неизменным "большим общим домом", обобществлённой собственностью и прочими атрибутами) не в деревне, а в городе - полагаю, что это было огромным шагом вперёд для того времени.

Энгельс очень молод, мечтает вместе со своим временем. Не замечает очевидных провалов "сельского общинного социализма", пользуется сомнительными источниками информации и т.д.? Так и десятилетиями позже всё ещё будет сильным искушение считать неудачи в этом деле "частными случаями"! Примерно так бесчисленные конструкторы вечного двигателя до поры были уверены, что их машина не работает из-за плохой смазки, неудачных материалов и т.п.. Лев Толстой, ставши писателем, был уже человеком с огромным жизненным опытом, да и, весьма вероятно, лучшим мыслителем, нежели 24-летний Фриц Энгельс. Но и он не видел обречённости "сельской идиллии". Так чего же мы от восторженного мальчишки Энгельса хотим?!  За что звать его шарлатаном?

Ну не знал парень, что в следующем столетии его гигантские портреты украсят пол-мира, а его именем будут называть города! Знал бы наперёд, думаю, постарался бы поменьше чепухи писать. Беда с ним произошла примерно такая же, как с гоголевским Хлестаковым, которого "за Главнокомандующего приняли". Так кто же в этом виноват?!  Явно не сам Хлестаков.

Да простит меня Павел )

Но тут соглашусь с Михаилом. Сам к Марксу и Энгельсу отношусь примерно так же, как товарищи с "Русского проекта" - но считаю, что все же правильнее в разоблачении Энгельса использовать не его опусы в юном возрасте - но более зрелые произведения.

Уверен, что там подлогов (как и у Маркса) найдется не меньше. Тут же скорее речь идет не о подлогах, а скорее об, как правильно отметил Михаил, инфантилизме. Хотя и факт подгонки "всякого лыка в строку" под сумасбродную с позиций наблюдателя 21 века теорию нельзя отрицать.

 

Кстати, если интересно - сегодняшние материалы с нашего форума - если кому интересны "current events" с нашими комментариями.

Увольнение Онищенко: как голландцы отымели Кремль 
    Кто стоит за введением налога на покупки в западных интернет-магазинах?
     Теракт в Волгограде: кому выгодно? Комментарий 9e-maya.com
       Пост о межнациональных отношениях: о визовом режиме и "неуиновном  кавказце", избившем прокурора и вышедшем на свободу

Лучше, конечно. Просто этот опус очень простой. Поздние работы очень многословны и довольно запутаны. Распутать несложно, но время жаль тратить. Он всегда такой был и в молодости, и в старости. Подгонка и игнорирование просто кричащих фактов это и есть признак шарлатанства.

Но можно сказать и как Вы говорите.

было бы интересно сделать обзор вообще всех "коммунистических утопий" 19-го века.

Да, очень интересно. И не только 19-го.

юный Энгельс был попросту "божьей дудкой" своего времени

Да и не юный тоже. Марксизм, по сути, примитивный эклектический конспект ряда общественно-политических и научных взглядов первой половины 19 века.

Вероятно, Павел со мной не согласится

Как раз согласится. Из-за роли СССР и неадекватному вниманию к марксизму третьесортный журналист-балбес оказался на волне.

Про деревенский эскапизм ты очень точно сказал.

Почему шарлатаном? Скажу детальнее и более образно: вот, например, некий человек, называющий себя врачом, пишет статью, где призывает, например, к процедуре очистки крови, которая должна резко улучшить здоровье. Он сообщает, что процедура не имеет никаких противопоказаний, никаких побочных эффектов и все, кто ее прошёл, живут замечательно. Однако, он целенаправленно умалчивает, что полную процедуру прошло лишь два человека, один из них в результате погиб, второй находится при смерти (вскоре он умрет, но это за кадром). Ещё 5 человек прошли процедуру, но кроме неё принимали дополнительные лекарства (религиозные мозгопроцедуры) и, по непроверенным сообщениям каких-то левых людей, чувствуют себя отлично, хотя ведут себя довольно странно. Как назвать этого целителя? Это как раз шарлатан и есть. Общественно, опасный, кстати говоря. Инфантил он или просто дурак - без разницы.

Шарлатан - не обязательно целенаправленный жулик, который ищет личной выгоды. Шарлатан обычно - слабохарактерный неумный человек с большими амбициями. Нередко шарлатаны хотят только добра, например, народные целители - "лечат" идиотскими снадобьями и процедурами не взирая на результаты.

Дело в том, что порядочность она безразлично в каком возрасте - хоть в 20, хоть в 70, как и непорядочность. Честность - весьма стабильное человеческое качество, видимо, по большей части даже генетически обусловленное. Человек можешь ошибаться, это нормально, но если он способен целенаправленно закрывать глаза на огромные пролеты, то это фактически диагноз.

Про Чернышевского ты правильно сказал. Жалко, такого человека загубили, знали ведь, твари, что делали.

Что интересно, будущее надолго оказалось в руках технократов- жюль-вернов, а не эскапистов-почвенников.

Ну, если так понимать шарлатанство, то ты прав. Только тогда получается, что часть шарлатанов (и немалая) даже самих себя обманывает.

Что до Чернышевского, то ты знаешь - мне этот человек очень дорог и как "проектировщик будущего", и просто как писатель. Одного не понимаю : почему именно он так долго уже после своей смерти вызывал какую-то особенную ненависть у определённых людей? Начиная от Набокова, и заканчивая позднесоветскими идеологами. Не знаю, как его изучали в школах СССР 30-50-х годов, но то, что я застал, было больше похоже на издевательство. Параллельно создавался соответствующий образ Чернышевского в "анти-культуре". Тут уж всё в ход пошло: и то, что его жену звали Ольга Сократовна, и выдернутые из контекста его писем к ней отдельные фразы. (Трагических и очень личных писем - не уверен вообще, что у кого-либо есть право читать подобную переписку двух людей даже после их смерти. А уж издеваться над прочитанным - вообще запредельная мерзость.) Одним лишь "антикоммунизмом" я это объяснить не могу: были в 19-м веке и многие другие яркие фигуры русского освободительного движения. Кому именно Чернышевский так не угодил?

Если посмотреть на всяких открывателей-историков и народных целителей, то среди них самообманывающихся немало. Среди верующих всяких сект и религий опять же. Это дефект критического мышления - очень серьезная вещь. Бывает даже человек неглупый, но недостаток критичного восприятия множит все на ноль.

Соглсен с тобой, мне кажется, что Чернышевский - гений, которому не дали состояться. Мне в школе повезло, Чернышевского проходили серьезно и очень внимательно. Но это была не Москва. Хотя, действительно чувствовалась какая-то странность в отношении. В Москве, говорят, относились с презрением. Мне кажется, что Чернышевского так ненавидят просто подсознательно, за то, что в нем есть ростки русского социализма. Не западного, а своего. Не зря его любили большевики.

Помнишь, Павел, когда-то я присылал тебе "в личном порядке" текстик про Чернышевского? Там не было ничего "про политику", поэтому я его никогда и никуда не выкладывал. Не знаю, если этот человек интересен, кроме нас с тобой, и другим читателям РП, может притащить мне ту давнюю статью сюда? Доработав предварительно.

в нем есть ростки русского социализма. Не западного, а своего.

Абсолютно согласен! В его романе "русскость" социализма чувствуется даже на уровне интонаций. Вот, нас некоторые граждане критикуют за то, что мы "ниспровергаем марксизм, а взамен ничего не предлагаем". Может быть, прислушаемся к критике трудящихся? Мы часто говорим о "национальном социализме", но имеем в виду под этим именно Советский проект. Попробуем, может быть, и в "ростки" вглядеться пристальней? Иногда мне кажется, что русские социалисты 19-го века общими усилиями создали проект не менее монументальный, чем марксизм. Если бы в ненужный момент революционеры не объявили "единственно-верным" именно марксизм (с его обманчивой цельностью: в марксизме, как и в фрейдизме, есть соблазн всё на свете объяснить при помощи нескольких нехитрых посылок), а взялись бы систематизировать разрозненные (и противоречивые - что тоже иногда ценно) русские социалистические идеи (Чернышевского, Кропоткина, Бакунина...) то и в СССР многое сложилось бы по-другому, и конца такого не было бы.

Совершенно с тобой согласен. Имеет полный смысл выложить. У тебя текст недалеко?

В советской школе в классах висели портреты Энгельса, Маркса и Ленина как по отдельности, так и три лика вместе.

РП лишило нас ;) первых двух. А что же с третьей фигурой? У Е. Прудниковой, к примеру, весьма своеобразный взгляд.

В более давние времена на подобной наглядной агитации был ещё один четвёртый профиль (или портрет) -  Иосифа Виссарионовича. РП не так уж сильно обделил граждан: один лик добавился, два лика перенесли в музей. smiley

Что до Вашего вопроса про Ленина, то всё ведь достаточно просто - давайте судить по реальным делам и достижениям, а не по несбывшимся предсказаниям и прожектам (как в случае Энгельса). Фактически Ленин спас в своё время Россию. Я не стану перечислять его достижения, а то это было бы слишком длинным списком. Предлагаю лишь Вам мысленный эксперимент: попробуйте "поставить" во главе России того времени любую другую фигуру из других (революционных, кстати говоря) лагерей. Мартова (или ещё кого-либо из меньшевиков). И перед Вами Россия, "вступающая на столбовой путь цивилизации", подражающая Европе (оказывающаяся в результате её задворками и источником ресурсов). Савинкова (и вообще эсеров) - тут-то "ГУЛАГ" показался бы домом отдыха... Анархистов - и Россию, раздробленную на автономные сельские коммуны, живо наматывают на гусеницы европейских танков. (Анархия - мать порядка. Только немецкого порядка...). С Владимиром Ильичом большевики выигрывают Гражданскую, собирают под новыми знамёнами разбежавшиеся было народы Российской Империи, начинают строительство рациональной и доброй "крестьянской" в своей основе страны. В "Соловках", про которые так любили трубить либералы, сидят в 22-м году политические. Через год после Гражданской сесть "за политику", конечно же, означало сесть за анекдоты... Сколько этих сидельцев? Всего политических приговоров на всю страну около 1000, а реально сидит около 500 человек. О, ужасы кровавого большевизма!

Что до книг Прудниковой, то, как в старой шутке про Чайковского, "мы её любим не только за это". Она собрала много интересных фактов про Сталина и про Берию, высказала много разумных мыслей. Спасибо ей за это. Ну а то, что она ухитрилась прославлять И.В и Л.П. в антисоветских по своей сути книгах - это делает больше чести её журналистскому мастерству, нежели логике.

Тот период мне несколько знаком в том числе и со стороны "белой" стороны - в 90-е антисоветская антисоветская мемуаристика явно преобладала.

Интересна точка зрения РП именно по ленинизму, как учению.

 

Ленинизм - политическая практика большевисткого движения в России начала 19 века. Работы Ленина - набор разнообразных, по большей части публицистических текстов на тему практического политического движения. Ряд крупных марксистов, например, Плеханов в России и огромное количество западных марксистов считали, что Ленин отошел от марксизма, а ленинизм является своего рода ересью (не буквально говорили, а по сути) по отношению к истинному марксизму. Работы Ленина чрезвычайно разнообразны и многочисленны и рассматривать их в отрыве от контекста политического момента, в который они писались, просто глупо. Создавать из этого какое-то учение - натуральная глупость.

Ряд идей Ленина очевидно ошибочны, ряд гениальны - он гениальный политик-практик. Как Михаил (и далеко не только он) верно сказал, Ленин спас Россию. Политические ходы Ленина часто были гениальны, ряд его идей построения нового общества - опыт строительства Русского Социализма. Космос, автоматизация, колхозы, ликбез, онаучивание населения и т.д. Не зря его ПСС выложено у нас в библиотеке. Говорить про Ленина можно очень долго.

считали, что Ленин отошел от марксизма, а ленинизм является своего рода ересью (не буквально говорили, а по сути) по отношению к истинному марксизму. Работы Ленина чрезвычайно разнообразны и многочисленны и рассматривать их в отрыве от контекста политического момента, в который они писались, просто глупо. Создавать из этого какое-то учение - натуральная глупость.

Начинал ведь В.И. действительно как марксист. Но после выработал свою позицию, не отказавшись при этом от марксистского "бренда". (Причины этого понятны, о них и говорить не стоит.) Что до "ереси", так ведь "союз рабочих и крестьян" - это и есть ересь с точки зрения ортодоксального марксизма. Надо сказать, очень на тот момент плодотворная ересь оказалась!

Полностью согласен, что работы Ленина уж очень привязаны к тогдашней ситуации, к политической практике: отдельные мысли для нас и сейчас ценны, но в целом учения не получится. Нет у нас сейчас крестьянской страны, где 78 % населения неграмотны. Слишком изменилась ситуация во всех областях жизни.

Позволю себе один пример. Камрад Сергей Кузнецов как-то цитировал Ленина насчёт того, что нужно воздерживаться от резких выпадов по отношению к религии и верующим, а действовать мягким убеждением. Суть там была в этом. Во времена Ленина в этом был большой смысл: религия представляла из себя действительно преемственную традицию, в её лоне рождались и умирали поколения, деревенский люд обычно в лице попа встречал самого учёного, самого "книжного" человека в своей жизни. А разглядывание икон в церкви было зачастую единственным поводом задуматься о чём-то, кроме тяжкого быта. Но сейчас нет уже той религиозности! Нынче религиозность в России создана ТВ-рекламой, а это совсем другое дело. Когда имеешь дело с выпускниками советских ВУЗов, старательно "кладущими земные поклоны", а в попах у них ходит бывший научный атеист Кураев с философского факультета МГУ, когда "патриархия" запрещает монахам ... лазать в интернете со своих мобильников, то понимаешь, что перед тобой маскарад. Или старательно культивируемое слабоумие. И совет Ленина, столь мудрый и правильный в той ситуации, можно смело менять на противоположный.

В иных вопросах при ближайшем рассмотрении ситуация с актуальностью "ленинских заветов" будет похожая. А вот историю начала 20-го века изучать по Ленину,  наоборот, очень продуктивно!

И ещё один момент. Ленин в своё время очень сильно расширил границы политического дискурса, а это было важной составной частью большевистской победы. У СГКМ есть очень интересная мысль о значимости "Материализма и Эмпириокритицизма". Я с этим согласен. Дело тут не в том, что Ленин был таким уж великим философом. А в том, что только большевистская партия причислила философию к предмету своих забот. А ведь "средняя образованность в пересчёте на одного члена партии" у кадетов, например, была гораздо выше, чем у большевиков. А "пассионарность" эсеров или анархистов тоже зашкаливала, не уступала большевистской. Но те все были именно политическими партиями, не более. Приди к ним с вопросами о Махе и Богданове, они бы сказали, что пришедший дверью ошибся: они не кафедры философии, их дело - решать с кем против кого дружить, где и какие листовки клеить и т.п. И только Ленин видел тогда политический смысл научного кризиса, последних открытий в физике, их философских интерпретаций и т.д. В этом смысле, конечно же, РП старается быть достойными учениками Ленина! smiley Для нас значимые научные открытия (раскопки древних городов, исследования академика Деревянко о полицентрическом происхождении человека и т.п.) имеют не меньшее политическое значение, как слагаемые будущих теорий, чем текущие споры политических течений.

В последнее время появилось множество просталинской информации. При этом Ленин остаётся в тени. РП тоже как-то вскользь цитатами вспоминает Ильича. По-моему, по Ленину одна лишь статья встретилась от 22 апреля 2011 года. Вот и возник вопрос.

С детских пор у меня к Ленину осталось тёплое отношение. А прочесть и то бегло получилось лишь "Тетради по империализму".