Вы здесь

Нейросеть. Продолжение 4 главы. Часть Быка.

Главные вкладки

- Мы продолжаем нашу программу, наш рассказ пойдёт о надвигающейся из Тихого Океана экологической катастрофе. Впервые вы узнаете информацию о генетической угрозе человечеству и дьявольских экспериментах океанийцев с планетой.  

На заднем плане мелькала, крутясь с завораживающим ритмом и притягивающии внимание переливающимися цветами объёмная надпись: «Растоботы – Угроза Человечеству». Озабоченный ведующий с картинно-честной физиономией дал слово странному неопрятному человеку, с образом стереотипного учёного-гения из стандартных фильмов.

С убедительностью параноика и неистовством пророка неопрятный разоблачал зловещие планы и вещал о грядущих ужасах: растобот – это сатанинское изобретение океанийских маньяков, объединение наноробота с биохимерой на основе кораллового полипа, губки, бамбука и ряда водных растений. Это новая форма жизни. Может показаться фантастическим прогрессом, что, высыпав ведро растоботов на мелководье, через десять лет можно заселяться на новый остров с полостями для коммуникаций, волноломами, причальными молами, доками, и даже фундаментами зданий. Но человечество не успеет оглянуться, как растоботы заселят все моря, а птицы разнесут растоботов в реки и озёра по всему свету. От стремительно размножающихся монстров не будет спасения. Ассоциация международных экологов требует немедленной остановки дьявольских экспериментов над природой и допуска независимых экологических наблюдателей на саморастущие острова и их последующего уничтожения под контролем международных комиссий.

- Уничтожение кого? - удивилась Лика, - островов или наблюдателей?

- Какая разница? – ухмыльнулся Старший, главное, чтоб было страшно.

- Люди же могут посмотреть про растоботы в Сети, этот псих просто несёт бред! Растоботу нужна силиконовая и прочая подкормка, у него ограниченное количество делений, как у человеческой клетки и ещё встроено несколько резервных систем самоблокирования и самоуничтожения. Я Джамильке помогала, она хотела заниматься растоботами в нашей минилабе.

- Посекло её минилабораторию минами, - вздохнул Старший, - ты не отвлекайся, смотри, уже про термоядерные острова отжигают.

Эколог с горящими продолжал срывать покровы с пиратского заговора против человечества и приближающегося огненного ада, - управляемые термоядерные взрывы прожгут тонкую кору планеты, вода океанов хлынет в раскалённую мантию, пылающим облаком океаны превратятся в пар и тогда континенты взорвутся, как паровой котёл. 

- Ром, ты обещал про «Часть Быка», - вспомнила Света.

- Давай, жги, раз обещал, - поддержал сказал Старший, - нечего этот бред смотреть и так всё ясно.

- В общем, начал Ромка с загадочно-ехидным видом, - после успешного эксперимента с созданием врат в пространстве проходит всего то ли полторы сотни, то ли триста лет и на Земле строится первый звездолёт с мгновенным перемещением. Скорость прогресса у них в светлом будущем такая, что даже уровень феодализма при инквизиции, пожалуй, несбыточная мечта.

- До этого на однотипных звездолётах класса «тантра» курсировали под тысячу лет без всякого прогресса, мы с пацанами в школе по приколу посчитали, а от нашего времени светлое будущее отстоит тысячи на две-три лет, - вставил Дымов.

- Ага, - согласился Ромка, - к тому времени кореша из неземных цивилизаций обнаруживают в адских глубинах космоса планету, на которой аборигены точь-в-точь как земляне. На той планете занимаются самоизоляционизмом и пришельцев к себе не пускают. Вроде чучхе в Северной Корее, я уж сбился со счёта, какой там из Кимов по счёту? Ну бог с ними, с чучханцами.

- В общем, планету назвали Тормансом, как в забытом к тому времени английском и отправили туда бригаду на новом звездолёте. Группой высадки там рулила тётя Фая, типа, учёный-историк, последняя модель недостижимого идеала женщины, бета-версия богини с неполной функциональностью – читает мысли, стирает память жертвам, отводит глаза у любой охраны, дистанционно гипнотизирует, обладает суперсексуальностью. Крутой, но ни разу не используемый бонус - может убивать мыслью. Науки этих фантазмах нет ни грамма – чистая магия и дешёвая эзотерика из комиксов про великих магов Востока.

- А может быть можно развитому существу воздействовать на мозг более низкого порядка? – подала голос Света.

- Только магией, иначе никак. Попробуй память не то что у обезьяны, у кошки стереть. Это не научная фантастика, а мистическая фэнтэзи с оккультными вставками. Поначалу складывается впечатление, что Фая - тётка прикольная и отрывная. На Земле у неё мужик, у самой роман с капитаном корабля… в общем, тёлка умеет отжигать… но это только поначалу так кажется. Своим умелым руководством она треть экспедиции на ровном месте и себя тоже. Бикса себя проявила так, что пока я книжку крабы с пальм градом падали.

- Оттого что курил чего-то? – сострил Дымов

- Не, вслух читал, - оскалился Ромка.

- А что она такого отжигала? – удивилась Света.

- Вот про то я и говорю, задача этой разводки про всякие коммунизмы – привести читателя в состояние повышенной внушаемости и некритичного восприятия. Но прочитаешь незамутнённым взглядом у тебе волосы дыбом встанут.

- Ну вот, оказалось на планете живут беглецы с Земли и там типа ад, которым рулит «банда четырёх», как в старой китайской пропаганде. Диктатором на адской планете работал фартовый пахан по фамилии Чавес, у которого хоть какие-то понятия были, а под ним ходили натуральные беспредельщики. На самой планете суровая традиция – кто не особо способный, того зачисляют в короткоживущие «кжи» и в двадцать пять лет отправляют в газанваген, чтоб не было перенаселения, а шарящих мозгом выучают на научно-технических специалистов «джи». Ясное дело, элита над всей этой конкуренцией. На планете упадок, тоталитарный фашизм и полная стагнация. Обыдлённому народу неистово промывают мозги, под массовым гипнозом выявляют и мочат нелояльных, что б те по случаю не подняли кипеж. Джи-интелей можно в любой момент зачистить, устроив «культурную революцию» силами кжи, чего те постоянно бздят даже во сне. В общем, конкретный жесткач с тенденцией к переходу в беспредел.

- Но местные чучханцы оказались не такими уж лопухами - вычислили залётный звездолёт и попытались сбить, но коммунистическое кунфу оказалось крепче и защитное поле стояло на страже. Тут идеальная женщина светлого будущего, мать, красавица и телепатка не растерялась и выкатила ультиматум: не дадите посадки - уничтожим столицу с десятками миллионов населения и массово примененим психо-химическое оружие. Вроде как блефовала, но прикол в том, что местные не знали про блеф. Но какой полёт высокой морали! Какая конкретная постановка вопроса! После чего залётная братва изумляется, чего это местные власти относятся к ним так подозрительно? Типа, «А нас-то за шо?» Да уж, выдающиеся советские фантасты-гуманисты, они такие.

Ромка отпил рома из стакана и продолжил: - В общем, зашугав местную элиту кровавой расправой и массовыми убийствами, неместные из коммунизма добиваются своего и высаживаются. Тётя Фая поселяется у любимого рукводителя во дворце, ведёт с ним назидательные беседы, а заодно дразнит его, виляя жопой и предлагая всякое, типа: «Хочешь попробать меня, человек ли ты в сексе?» Чуток поразмыслив тестикулами, Чавес решает воспользоваться шансом, а ему сходу по сопатке сковородкой - ты грязное животное, у которого одно на уме, такой же, как и твоё быдло с самого дна. Стандартная разводка для динамщиц и дешёвых шмар, но бляха-муха, что здесь возвышенного? Тётя Фая вообще отдаёт себе отчёт к чему могут привести её виляния бёдрами и унижение самого опасного на планете человека? Не? Дальше эта бикса рассекает по дворцу голая, в смысле в сверхтонком скафандре поверх кожи. На замечание жены Чавеса «ты чё, совсем берега потеряла, коза?» тётя Фая, потерев репу, отвечает, что просто забыла, что тут вас у дикарей, другие нравы. Историк и типа особо чувствительный психолог, ага. Дальше тетя Фая на несколько дней исчезает, просто забыв сказать своей братве. Я не догоняю, почему обгашкнная идиотка, которая выкидывает всё, что приходит ей в бестолковку, выводится в качестве недостижимого идеала женщины?

- Да, и правда, - Света засмеялась.

- Но самый адский отжиг это про путешествие по планете трёх великовозрастных дятлов. Помнишь, в заброшенном городе толпа местных бомжей-беспредельщиков наехала на группу земных гуманистов. На глазах у гуманистов отморозь убивает пару местных пленников, а те только щёлкают хлебалом. Особенно прикольно что всё на фоне завываний автора про мгновенную реакцию сверхчеловеков будущего и ихнюю высокую ответственность. Потом потерявшие берега гопники решили наехать на гуманистов с Земли, но коммунисты не растерялись, а качественно самоубились, сбросив на себя и площадь, забитую толпой, гигантскую башню. «Вася воробьёв кормил, кинул им буханку, десять штук зараз убил утром спозоранку.» Оставшихся в живых бомжей зачистила братва Чавеса.

- Да, нас в школе это тоже удивляло, - сказала Света, но нам объяснили, что мы не доросли до такой высокой морали.

- Охренеть, знаешь, отряд фашистов с пулемётом не натворил бы таких бед – незатейливо начали б стрелять по толпе, убили пару десятков, остальные бы разбежались. Но когда за дело берутся экстазные гуманисты из светлого будущего, то трупов минимум на порядок больше. По вине бездушных дебилов погибли сотни людей, которым они, типа, боялись сделать больно и никого из гуманистов не заколыхало. В чём ценность книги - фарисеям из светлого будущего на деле люди глубоко пофиг. Главное, как они сами выглядят в своих замутнённых глазах и что про них напишут в некрологе. Знаешь кто это? Сектанты.

- А что можно было сделать? Уничтожать толпу?

- Вот смотри, Свет, что вам вложили в головы – или мочи всех подряд или сам умирай, как последний терпила. Между этими полюсами, вообще-то, весь спектр вселенной. Не, с точки зрения садомазохиста, всё сделано отлично. Сами умерли красиво, погубили кучу народу, положив три большие кучи на всю Землю, пославшую экспедицию. А с точки зрения правильного нормального человека способов разрулить ситуацию – десятка три.

- Например?

- Первый, примитивный, жёсткий и действенный - каждую минуту убивать по гопнику. Можно спорить, через сколько минут все разбегуться, через четыре или через шесть? Даже если придётся убить десять отморозков, всё равно это несравнимо с тем, что наколбасили гуманисты.

- Но ведь это…

- Вот представь, Светка: ты идёшь со своим мужчиной где-нибудь в Латинской Америке, а из подворотни вываливают пятеро отморозков с заточками, режут пару человек у вас на глазах и объявляют, что парня твоего сейчас завалят, тебя по кругу пустят, а потом тоже попишут. Тут твой парень достаёт ствол и тут он убивает сначала тебя потом себя. Какой высочайший взлёт духа!

- Бред конечно, - засмеялась Света.

- То есть если беспредельщиков пятеро по ним стрелять можно?

- Конечно.

- А если десять?

- Тоже можно.

- А если беспредельщиков пятьсот, а у тебя пулемёт?

- Без разницы, они же на нас нападают, не мы на них.

- Вот именно. С точки зрения человеческой справедливости: без разницы, сколько бепредельщиков на нас наехало, хоть миллион, мы имеем полное моральное право на любую самозащиту. Тот, кто нападает с целью убить другого сам себя ставит вне закона, так?

- Да.

- Вот ещё решение. Толпой рулят вожаки, поэтому первый вопрос: «Эй, козлы, кто здесь главный?» Нарисовываются двое: «Ты кого назвал козлом, падла?» Два выстрела и объява остальным: «Теперь вместо покойных главные мы! Кто против? Принято единогласно!»

- А если совсем не убивать?

- Можно и не убивать, ответил Дымов, - уменьши лазер и начни поджаривать задницы гопников, очень больно, но несмертельно. Через две минуты всех как ветром сдует. Ещё вариант: захреначь лазером по чему-нибудь большому, вроде дерева или карниза, чтобы упало с грохотом, потом в ультимативном виде предложи, как Ромка говорит, «перетереть» с главными. Если откажутся, чуть поджарить обоих, если не поможет, отрезать уши лазером для завязания разговора, потом, если что пришьёшь в корабле.

- А если не поможет?

- Ну если они настолько упоротые, то начни отрезать пальцы, а затем руки. Дальше разговор по-любому состоится. Страхом и боль понимают даже животные. Как только клиенты станут способны к коммуникации, предложить защиту от властей, пообещать оружие. Это ж готовые партизаныпротив диктатуры. На самый худой конец, пяток ампутированных рук несравнимо лучше сотен трупов, ни за хрен потеренных своих жизней и проваленной миссии.

- Но, продолжал Ромка, идиоты выбрали самый худший из всего, что было можно. Кстати, чем ценны книги пассажира – его социальная система должна массово производить именно таких дятлов.  Свет, а как у вас там школьникам объясняют весь этот бред?

- Раньше за многие преступления казнили, а сейчас во многих цивилизованных странах смертная казнь отменена. Это движение к высокой морали. В светлом будущем мораль выше нашей.

- А вот это и есть наглое жульничество. Человек отбивался от врагов и пять тысяч лет назад. Пресечение преступления против себя никак не связано с судебным наказанием за уже совершённое преступления. Показывать людям явный абсурд и объявлять, что они по своей быдловатости неспособны понять высоты гуманизма – массово воспитывать эльфов-дебилов, которые способны верить в абсурд, но боятся мыслить сами.

- Что интересно, у них так везде - дёрнулся один шустряк засмолить тете Фае в дыню из волыны, та моментом включила защитное поле, пуля отрикошетила и убила бедолагу, также и с другими было. Что интересно, ни она, ни другие гуманистов на случившее даже внимания особого не обратили. Это лицемерие, самому лазером ударить нельзя, а рикошетом от поля – за милую душу, но результат один – у клиента дырка в башке. Погибла богиня также бездарно - когда тётю Фаю обложили и стали вскрывать защитное поле, она могла врезать в ответ лазером, по крайней мере устроить направленный взрыв, чтобы разрушить вражеский аппарат. Но пассажирка самоубивается, убив отложенным взрывом группу захвата. Типа, кто не спрятался, я не виноватая.

- В конце концов, положив треть экипажа и заварив на планете кровавую кашу, великие гуманисты сдриснули с планеты, полностью потеряв к ней интерес. Подпольщикам раздали детекторы провокаторов, окрылённая местная братва честно сказала, что будет теперь мочить чиновников и силовиков тысячами, земные гуманисты промолчали, надо полагать, мысленно перекрестившись «Слава богу, не при нас». Надо понимать, что силовики отвечали подпольщикам не менее бодро. Можно не сомневаться, что минимум несколько десятков лет кровь на планете лилась рекой. Я нисколько не против зачисток и террора, я против лицемерия. Дальше проходит, офонареть, сто с лишним лет и Торманс никого на Земле не колышет. Ну да, жизни миллиардов людей не стоят затраченных средств. Сколько миллионов людей заплатили жизнями на недоросшей до коммунизма планете за веселье гуманистов с Земли – никого ни разу даже не заинтересовало.

- Ия усмехнулась: - я ещё поражалась, какие они там все нежные мимозы-неврастеники, так переволновались, что по прилёту на Землю все быстро перемерли. А что с ними там произошло такого чудовищного? Половина из оставшихся даже из звездолёта не выходила.

- Вот такое описано светлое будущее, да. Всё запредельно пафосно с претензией на новую библию, но по сути тупо, жестоко и безнравственно, как в настоящей Библии и есть. Герои там помесь толстовцев и эльфов с садомазохистскими наклонностями. Это упоротые сектанты, которым плевать на людей, а живут они только, чтобы следовать каким-то бредовым принципам, созданным непонятно кем. В общем, мир «Часа Быка» - страшный мир тоталитарной секты. Там живут зомби, отобранные у родителей и высиженные в закрытых интернатах, а остатки человеческого отрихтованы «решетчатой трансформацией личности. Своего рода психофашизм.

- Это серьёзные заявление, – нахмурилась Света.

- Я готов ответить за базар. Смотри, там действительно есть характерные признаки фашизма – иррационализм, культ смерти, культ мистики - оккультизма, паранауки, нумерологии и прочего шарлатанства, чрезвычайное увлечение мистическими психотехниками, культ прошлого и традиции, культ сверхчеловека. Это было в полный рост в классике фашизма - нацистой Германии. Именно это отлично показано в мире Ефремова.

- Может быть ты перейдёшь от лозунгов к доказательствам?

- Это не лозунги, а тезисы. Нет проблем, поехали: поведение героев совершенно иррационально и это выводится в качестве недостижимого образца, то есть возводится в культ, ты согласна?

- Да, согласна, поведение иррационально, но это же не всё?

- Идём дальше - культ смерти. Посмотри, как глупо и пафосно умирают люди светлого будущего –погубив кучу людей вокруг. Что интересно, они могли без особых проблем остаться жить, но выбрали идиотскую смерть. Самоубийству силой мысли в мире Ефремова все учатся в обязательном порядке с юности. Нахрена такое умение в справедливом обществе где вокруг братство и всё такое? А вот сектанту с культом смерти это прямо оргазм по сердцу. Автор утверждает, что умение убить себя мыслью делает человека свободным. Это запредельный сектантский бред. Ты согласна?

- Да, с культом смерти там как-то очень странно.

- Я не знаю, в курсе ли ты, но совещания у Гитлера начинались с сеанса йогического самогипноза. В Третьем Рейхе придавалось огромное значение духовной йоге и мистическим психотехникам. Именно этим и занимаются герои светлого будущего. Не изобретениями, не планированием действий, а вот этим. Это не странно?

- Странно.

- На самом деле не очень, мистические корни Третьего Рейха и воззрений Ефремова – фактически одни и те же – псевдовосточная мистика и оккультизм. Кстати, о культе традиции: история там - наука наук, вершина, куда всё сходится. Но история – по определению это прошлое. Главное там социология, не социнженерия, не экспериментальные общества, не планирование будущего, а обращение в прошлое.  

- Но для правильного понимания будущего надо досконально знать прошлое. Так?

- Не так. Досконально – совершенно необязательно. Для вычисления давления газа физику не нужно знать, куда летит каждая молекула. Копание в ненужных для главной картины деталях - неразумная трата сил и времени. Кстати, изучают они не всю историю, как она есть, а только ту, что им нравится. Военную историю, например, не изучают принципиально. Оружие не представляет ни малейшего интереса, хотя по нему можно сказать очень многое и о технологиях, и об истории. Интересуют исключительно предметы культуры. Типа духовность, но почему-то они считаются материалистами, хотя на деле всё строго наоборот. Согласна?

- Примерно да.

- Ты согласна, что в чудном новом мире создают бога-сверхчеловека, как и в Третьем Рейхе? Генетический отбор, психопрограммирование, ага? Никаких иных вариантов у человека на Земле нет. Верно?

- Но ведь и у вас тут, и на Поселениях работают над сверхчеловеком.

Ромка засмеялся, - работают, но несколько по-другому. Это отдельный разговор. Давай, продолжим. Что у нас осталось?

- Оккультизм, мистика и псевдонаука.

- Отлично, - Ромка сделал несколько щелчков в коммуникаторе Нейросети. Читаю, только не падай, в общем местный инженер вопрошает: «Меня всегда интриговало число ног у СДФ.., почему нечетное, а не двусторонняя симметрия..?» Ответ дорогой редакции: «…Выше билатеральной симметрии — триада. Геликоидальная нечетность выше двустороннего равновесия противоположностей, обычно применяемого на Земле и соответствующего поверхностной структуре окружающего мира. 5–7–9 дают особое преимущество в преодолении противоречий в бинарных системах и стойкость в двусторонне противоречивом мире, то есть возможность переходить неодолимые препятствия. Нечетность, большая, чем единица, — это выход из инфернальной борьбы противоположностей, возможность избежать диалектического качания вправо-влево, вверх-вниз. В природе это многоосные фазовые системы или трехфазный ток, например. Нечетность как свойство подмечена еще в глубокой древности. Три, пять, семь, девять считались счастливыми и магическими числами. А у нас применяется методика косых, или геликоидальных, врезов в равновесные системы противоположных сил…И эти механизмы, так сказать, выше стоят над силами диалектически построенного мира. Они могущественнее»

- Это просто бешеный атас! Тут лютое шарлатанство в каждой фразе.  Но что я хотел сказать – если технику строят на основе нумерологии, то это чисто религиозное сознание. - Нечётные числа, которые могущественнее чётных, - ехидно сказал Ромка, … - И вот этот сектантский бред предлагается в качестве основы коммунизма? У верблюда два горба, потому что жизнь – борьба, а у робота девять ног, потому что такова материалистическая диалектика.

- Если технику строить на основе нумерологии, каббалы и фэн-шуя, то будут и вертолёты падать, и звездолёты через раз гибнуть, и прогресс будет с темпами каменного века. В книге всё это показано здорово, - буркнул Дымов, - отличный случай, когда стихийный системный анализ рулит.

- Про счастливые числа 3, 5, 7, 9 – сектантское гонево, - ухмыльнулась Лика, - девять у китайцев – как раз несчастливое число, а самое счастливое - 8, 6 тоже счастливое, - я всё-таки на четверть китаянка. Похоже, материалистам-диалектикам знать историю излишне, им достаточно общего подхода, а если это противоречит реальности, тем хуже для реальности.

- У шумеров счастливым и самым главным числом считалось 12, это от них у нас до сих пор 12 месяцев в году, 24 часа в сутках и 360 градусов в окружности, - добавил Мишка, - про счастливые числа – просто наглое шулерство или примитивное незнание истории, одни народы считали счастливым так, другие сяк, но из этого делаются космогонические выводы. Это не наука, а донаучная полушаманистская мистика. Кстати, очень похоже на Третий Рейх, у него была мистическая скрытая сторона, похожая на ефремовский социализм. Похоже, некоторые считают надо было привести на смену советскому. Тройственная природа, индийские мудрецы с озёрами вечности, сила Кундалини, спиральные пути и прочая мистическо-метафизическая ахинея.

- А ноосфера? Русский космизм… – несколько упавшим голосом спросила Света. – Нам говорят, что её теорию предложил великий учёный Вернадский.

- Чего?! Никакого научного учения о «ноосфере» не существует, - степенно заметил Мишаня - ничего вменяемого Вернадский, которому это приписывают, не предложил. Идеи «ноосферы» толкал иезуит Тейяр де Шарден, кстати, палеоантолог. Ноосфера – псевдонаучное фуфло вроде «торсионных полей» и подобной хрени, основанная на индуистких культах, идеях неоплатоников, пифагорейской оккультной мистике, эзотерическом учении орфиков, фантазиях Плотина, мировой душе, нравственном учении жизни, православной соборности, всеединстве и прочей байде. Ефремов и советская интеллигенция середины-конца 20 века пёрлась от всей этой хрени. Этот друго свои взгляды он не особо и скрывал – это «живая этика» семейки Рерихов, известных в своё время авантюристов. Ребята состояли в теософском обществе фуфлыжницы Блаватской, проводили спиритические сеансы Рерихов. Дальше нашли свою жилу, выдумав виртуальных махатм от имени которых настрочили новое священное писание «живой этики», были типа контактёрами. Так бы русских на Западе и слушать никто не стал, а как посланники каких-то «махатм» эти мошенники на какое-то время слупили внимание финансирование под секту псевдовосточного толка. Вообще, русский космизм – это жгучая пурга из оккультизма и псевдонауки.

- Гонево в стиле цыганок на рынке, - вставил Ромка.

- Не только, ответил Саня, - с Рерихи получали очень неплохое финансирование и не покажи они себя фуфлыжниками и ничтожными организаторами так бы и рулили бы под них построенными небоскрёбами в Америке для картин и духовных практик. Рыночный сегмент зайцев для дианетики был бы уже занят.

- А диалектиская логика и прочее…

- Диалектическая логика, - ответил Саня, это фуфло, придуманная Марксом и Энгельсом - двумя шарлатанами середины 19-века. К науке это не имеет ни малейшего отношения. Вообще, идеи диалектики восходят к сильно искажённым древним даосским оккультным взглядам трёхтысячелетней давности. Но даосские мудрецы довольно быстро поняли крайнюю ограниченность двойного подхода и ввели множество коррекций вроде пяти стихий, триграммов и много чего ещё, по сути, создав прообраз системного анализа на уровне своего времени. Но материалистические диалектики подобрали отбросы с восточной помойки, примитивизировав и переврав всё до крайности. Материалистическая диалектика – наглое шулерство, которое позволяет подтасовать всё, что угодно, включая дурика. – Он глянул в Сеть, - число «а», умноженное на минус «а», у Энгельса выступает в качестве примера закона «отрицания отрицания». Почему умножение, а не сложение или что-то ещё, вы от материалистов-диалектиков не услышите. Или вот ещё – зерно, отрицая себя, развивается в свою противоположность – растение. Ну это же очевидный бред! Какая-то натуральная шизофрения, но основоположники ничег доказывать и не собираются. Они действуют проверенным способом грязной пропаганды - не замечая никаких неудобных аргументов, визжать своё. Так что идиотские воззрения советских фантастов нисколько не удивительны, они были построены на гнилом болоте марксистского шарлатанства.

- Ребят, а что бы вы сделали на месте «тёти Фаи» на Тормансе? – внезапно спросила Света.

- Да тут сходу несколько вариантов, - первым быстро начал говорить Ромка, потому что другие тоже уже собирались отвечать.

- Для начала пообщались бы с Чавесом и сказали: мы тут посмотрели на беспредел у тебя на территории и решили его прекращать, программа действий у нас готова. Ты, типа, против? А у тебя есть оружие против наших звездолётов, вы даже защитное поле не можете пробить. Всерьёз не понимаем, как ты можешь быть против? В общем, выбирай из двух вариатов. Первый, это когда тысячу лет спустя люди будут называть детей твоим именем, праздновать день твоего рождения, возводить памятники на каждом углу, приносить цветы к твоей могиле, рассказывать легенды как о величайшем герое и мудреце истории планеты и всё в этом духе. Нравится, да? Тогда тебе надо завтра обратиться к народу, объявить реформы, отменить разделение на касты и зачистить свою вертикаль власти от врагов народа. Царь хороший, бояре плохие и всё такое. Текст выступления и программу мы уже написали, так что можешь не напрягаться, но ты просмотри, может замечания какие будут по стилю. Мы поддержим, кжи поддержат, даже отморозки с окраин за тебя подпишутся. Мы уже всё со всеми перетёрли.

 А во втором варианте ты умрёшь всё равно каким способом. Страшнее всего, когда умрёт только часть мозга и ты превратишься в управлямую куклу-зомби, которая будет выдавать нужные распоряжения. Технологии у нас, дорогой друг, для этого имеются. Но может быть тебе повезёт и ты умрёшь сразу, а тебя будет играть голограмма, актёр или вообще всю твою вертикаль снесут сходу. Тоже без разницы как – тайные общества с антишпионскими аппаратами, отряды кжи, которым нечего терять или ещё что. Спрашиваешь, откуда у тех парней будут ништяки? Мы уже раздаём на всякий случай… В общем, Светка, где-то так. Разумно?

- Да, - она улыбнулась.

- Но ты не подумай, что мы относимся только резко негативно. Там в книжке много хорошего и полезного тоже, потому и изучаем с разных сторон.

- Вообще, такие книги, принимаемые всерьёз и некритично, а тем более выдаваемые в качестве библии, вредны для детской психики, потому что закладывают депрессивно-апокалиптический взгляд на мир, - вставила Ия.

- Мне не понравилось, как-то тяжело показалось, я старалась проскочить эти страницы побыстрее, - ответила Света.

- Не удивительно, идиотская «теория инферно» - депрессивное гонево про то, что раньше был ад-ад-ад, ужас-ужас-ужас, лютый надрыв и сплошная боль, пока не пришло, наконец счастье – коммунизм. К реальности это не имеет ни малейшего отношения, это лишь вопрос интерпретации и отношения к миру. Просто из всего, что есть в мире выдёргивается и рассматривается под увеличительным стеклом одна только чёрная сторона, - Ия глянула на коммуникатор Нейросети и прочитала: «истинная подоплека исторического развития человеческого общества — в эволюции всей жизни на Земле как страшного пути горя и смерти». Охренеть. Такого «философа» надо было к психиатру направить. Но знаешь, один видит гнилое болото в смрадных испарениях, заполненное трупами, а другой, солнце пробивающееся сквозь смрадный туман, красоту природы и жизни, пусть даже в виде скорпионов и всякие прочих сколопендр. Вообще этот депрессняк идёт от буддисткой и классической православной традиции – жизнь есть страдание, бог страдал терпел и нам велел и всё такое. Если надо массово производить неврастеников, вполне себе эффективный подход. Детей, да и вообще всех людей надо учить счастью и умению жить на радостной стороне жизни.

- Вообще, обличающим тоном сказал Мишка, - коммунизм там – не инструмент счастья и прогресса, а сверхценность сама по себе, ради которой надо решетчато трансфомировать людей, отбирать детей у матерей и вести прогресс с темпами каменного века. Это сектантская квазирелигия.

- Почему только там? – пожал плечами Дымов, - марксовский коммунизм такой и есть. Коммунизм СССР был квазирелигией и другие учения того времени тоже основываются на мифах: нацизм, либерализм, демократия. Создавался непонятный образ сверхценной сущности, под который затем переформатировали общество. У коммунистов это было общество-рай без частной собственности, у нацистов – нация, которая произведёт сверхчеловека, у либералов – особые права личности, которая сама выберет наилучший путь, демократия – тоже иррациональная вера в особую мудрость народа, который всё сделает и выберет наилучшим способом. Для таких сверхценностей вполне можно жертвовать огромным количеством людей, промывать мозги, вводить любые диктатуры и всё прочее ведь речь идёт о будущем счастье всего человечества, а тут на пути такие мелочи. Как говорил один из либеральных фашистов «пусть погибнет 30 миллионов – они не вписались в рынок.» Для прикрытия совсем уж беспредельного жульничества вводятся мистические сущности – нация у нацистов, демократия и личная инициатива у либералов или пролетариат у марксистов.

- У нас учат в школе, что это было всего лишь упрощение.

- Мистическая сущность и упрощение – совершенно разные вещи. Пролетариат в марксизме – мистическая сущность, она обладает особой миссией – пролетарий должен освободить весь мир от ужаса эксплуатациии частной собственнности, установить диктатуру пролетариата, а затем рай на Земле, где классы исчезнут, все блага польются полным потоком, но всего этого он пока не понимает, он не имеет отечества, ему нечего терять (про жизнь почему-то умалчивают), он обладает кучей сверхкачеств типа особой организованности, дисциплины и неким «классовым сознанием». Всё это доказывать совершенно излишне, просто декларируется как данность. То, что это не имеет ничего общего с реальностью, социальных шулеров не волнует, они создают мистическую сущность, чтобы достичь своих целей. Если посмотреть на свойство арийской расы или демократии с либерализмом там примерно то же самое.

- На всякий случай: Саня совсем не имеет в виду, что идеи коммунизма это то же самое, что и либерализм с фашизмом, он говорит, так сказать, о методологическом подходе, - добавил Мишка.

- Но вы же тут у себя строите социализм, а на Поселениях вообще почти коммунизм? – или я что-то не поняла, - поразилась Света, - мы в России просто отстаём от вас и всё…

- Интересно узнать о себе такие подробности, - засмеялись все. Ребята на Поселениях тоже бы удивились. Выражение «в вашем коммунизме» там употребляется только в ироническом смысле.

- В смысле как?

- А вообще вот так. Строить что-то можно только имея чёткое представление о том, что строишь и иметь на руках план строительства, иначе это или тяжёлый идиотизм, или разводка для обманутого замороченного народа, - немного официально ответил Дымов, - технологии, жизнь и знания об обществе меняются настолько стремительно, что план строительства устареет быстрее, чем его напишут.

- Так у вас нет единой теории общества? – удивилась Света, - как же вы строите?

- У человечества нет единой теории армии, единой теории медицины или единой теории промышленности, тем не менее, армия, медицина и промышленность существуют, развиваются и отлично себя чувствуют. Зачем какие-то теории об обществе? Научного подхода и понятия о справедливости вполне достаточно.

- Можно я скажу, вставил Старший: - у нас нет «измов», мы просто планируем жизнь и общество как часть жизни и стараемся делать сегодня жизнь лучше и совершеннее, чем делали вчера. Общество и государство – всего лишь инструменты для достижения этой цели, но когда инструменты начинают повелевать хозяевами – жди крупных неприятностей. Наша цель не коммунизм, а конкретно счастье и эффективность. Различные формы организации общества – только инструмент. Надо будет на каком-то этапе – будет строгое планирование и жёсткое распределение, а если на другом этапе эффективны деньги и сетевая самоорганизация – будет это. Надо просто не терять контроль над тем, что ты делаешь. Это как форма власти – во время войн и катастроф эффективнее всего диктатура, в другие периоды – власть экспертных советов, общин или даже некоторых видов аристократии. Всё зависит от конкретной ситуации – уровня народа, имеющихся знаний об обществе, уровня науки и техники, количестве грамотных организованных управленцев и так далее. Важно не замирать в исчерпавшем себя, а вовремя переходить к другим формам. Может быть и так, что в части общества иерархическая диктатура, как в армии, а в других – аморфно-сетевая самоорганизация. Так что чисто вопрос эффективности.

- Так какая у вас власть?

- У нас эффектократия, - улыбнулся Саша. Власть и общественная структура должны быть максимально эффективны для развития общества и счастья людей. Есть несколько ограничений, например, на невозможность тотального захвата власти в обществе, равенство и справедливость и ещё кое-что. Но это детали, на самом деле хватило бы просто эффективности, но это слишком много теоретизировать.

 - Но как может быть аристократия и справедливое общество и тем более развитие и эффективность? Это не противоречие?

- Вот представть, Свет, жизненную ситуацию, - ответил Старший, - как в раннем СССР 80% населения – неграмотные, пашут сохой, лечатся у знахаря, всё больше молитвами и заговорами, каждый третий ребёнок умирает и всё прочее. Обществу нужно срочно провести индустриализацию или его уничтожат. Как ты думаешь, правильно ли, что грамотные и заботящиеся об обществе более, чем о своих личных интереасах займут лидирующие позиции? Типа власть авангарда, самых развитых и активных. В СССР это были большевики.

- Мне кажется, что правильно, другого выхода не видно.

- Поздравляю, ты сторонница ненаследуемой конкурентной аристократии, известной как её частный случай - меритократия, - хитро улыбнулся Старший.

- Не думала об этом, но власть лучших действительно неплохой вариант.

- В теории да, а в реальности меритократия довольно быстро вырождается в классическую аристократию или олигархию.

- А отношение к частной собственности?

- Частная собственность – лишь механизм, который может быть использован к месту или не к месту. На каких-то этапах и в определённых условиях он полезен, применённый не к месту – вреден.

- Сторонники частной собственности обычно представляют себя сторонниками свободы и демократии, но если чуть-чуть задуматься мозгом, то оказывается, что они сторонники абсолютной диктатуры на уровне предприятия. То есть владелец – абсолютный диктатор. Можно быть сторонниками абсолютной диктатуры, но это всего лишь очередной миф, не имеющий особой связи с реальностью.

- Пропагандисты частной собственности раздувают миф о том, что только хозяин может аккуратно и эффективно обращаться с собственностью. Но это чушь, людей, неаккуратно и неразумно обращающихся со своими вещами – вокруг полно. Если уж они со своим здоровьем обращаются глупо и не берегут его, то вряд ли стоит ожидать, что достаточно им получить собственность, как они распорядятся ей наилучшим образом. Незначительное количество может и распорядится, но реальность верующих в частную собственность не интересует, как и прочих фанатиков.

- Представь ситуацию – сын талантливый учёный, океанский инженер или космонавт, а от него требуют, чтобы он унаследовал отцовскую лавку. В пятнадцатом веке это может и имело смысл, а сейчас просто откровенный тормоз общества.

- Частная собственность без вопросов проигрывает общественной на больших промежутках времени и при необходимости концентрации ресурсов. Ну как ты запланируешь прибыль через пятьдесят или сто лет? Одному человеку, даже семье в реальности нео не под силу, а обществу вполне под силу. То есть на долгосрочных проектах общественная собственность будет бить частную и если частная не будет получать нечестной поддержки со стороны власти, то будет выбита со всех ключевых позиций через несколько поколений и останется только в маленьких нишах вроде использования лошади как транспортного средства а технике. Это будет больше реликт, чем реальная экономическая сила. У государства и общества всё равно несравненно больше ресурсов и проще использовать их, чем очередной раз изобретать колесо. Хотя всё равно есть желающие.

- То есть у вас важно не дать себя «разводить» на мифы, понимать что ты делаешь и зачем?

- Именно так.

Павел Краснов

Возможное Будущее : 

Комментарии

Прости, Павел, комментарий сложился не сразу. Эта глава мне понравилась больше других с точки зрения языка. Вообще, конечно, беспроигрышный приём: обсуждать «высокие предметы» нарочито приблатнённым языком – практически всегда получается смешно! Дополнительно улыбался ещё и тому, что мы с тобой «тормозили» в книге практически на одних и тех же местах.
Однако честно признаюсь, что не согласен с самым главным: со способом прочтения ХУДОЖЕСТВЕННОГО текста и, соответственно, с набором вопросов, которые такому тексту адресуются.  Не помню, кто именно, сказал очень точно: «Искусство мыслит образами». Ну а мы-то с тобой желаем «мыслить мыслями» - поэтому с искусством возникает вполне закономерная «проблема перевода». Перевода с языка этих самых образов на язык логики и здравого смысла. 
Трёхмерные предметы на плоской поверхности ведь изображают для того, чтобы на них смотрели. Ну а любая попытка «войти» в изображаемый мир, понять его буквально,  может привести (и то в лучшем случае!) к тому же, что получилось у Буратино – когда он проткнул носом нарисованный очаг. 
Помимо того мы уже не раз обсуждали с тобой, что русский человек постоянно испытывает соблазн прочесть произведение искусства то, как учебник по истории, то в качестве трактата по психологии. Вот и ты читаешь «Час быка» как наставление по действиям в экстремальных ситуациях и по строительству реальных обществ будущего. Мне кажется, что при этом отношения с текстом становятся слишком запутанными: «моя твоя не понимать!» 
Вот представь себе, что «Сикстинская мадонна» - вовсе не старинная картина, а современная фотография. Фотография женщины, которая ушла из дома в неизвестном направлении и пропала. А ты – следователь, которому нужно её найти. Что ж, глядя на фотоснимок, ты задашь ряд закономерных вопросов. Почему она так странно одета – куда можно собраться в такой полупрозрачной одежде? Отчего у неё такой странный, отрешённый взгляд? Здорова ли разыскиваемая психически? (Нужно срочно перелопатить картотеку местного психдиспансера!) Она что – всегда так ходит: не глядя под ноги, занося ногу с облака, на котором стоит, куда-то в пустоту? (Особое внимание при поисках следует уделить колодцам городской канализации…) И т.д.  Однако будучи заданы картине, все эти разумные вопросы теряют смысл – картина-то вовсе не об этом и не для того написана!
Впрочем, произведения вербального искусства проще, наверное, сравнивать с другими литературными текстами. Что же, вспомним хоть того же «Тараса Бульбу». Попробуй-ка кто-нибудь прочесть его с точки зрения житейской логики! Прекрасная книга тут же рассыпается на глазах.  Вспомни, как Тарас по приезде на Хортицу устраивает там «майдан» и свергает кошевого, чтобы … его сыновьям представился случай помахать саблей. На жизнь своих товарищей по Сечи Тарасу откровенно плевать. Преследуя свои цели, он не гнушается никакими манипулятивными приёмчиками. Такой вот «рыцарь без страха и упрёка», да. Ясно и то, что войско, состоящее из хронических алкоголиков (а при обыденном взгляде гоголевские запорожцы выглядят именно так), не может быть боеспособным. Командир Хлиб, который по пьяни и сам попал в плен, и бойцов своих загубил, должен бы вызывать у товарищей (и у читателя – будь это репортаж с места реальных сражений) не сочувствие, а отвращение и гнев.  Когда Янкель приводит переодетого Тараса в тюремный замок, где содержится его сын, появляется прекрасный шанс спасти Остапа. Но всё срывается из-за идиотской выходки самого Тараса: он вдруг ввязывается … в богословский спор с польским вертухаем. Нашёл, блин, собеседника! В результате ужасной смертью погибает Остап, часовые едва не убивают Янкеля, который помогал Тарасу. Ну и самого Тараса, заодно. Очень адекватное и ответственное поведение, нечего сказать! Знаменитая сцена во время казни пленных запорожцев тоже весьма неоднозначна с нравственной точки зрения: Тарас приходит на казнь сына в качестве зрителя машет тому ручкой и пускается наутёк. Философы-экзистенциалисты покачали бы неодобрительно головами…
Но ведь мы, читатели, прекрасно понимаем, что всё это суть метафоры! Метафоры, обозначающие удаль и бесшабашность русского духа. Его прямоту и несгибаемость.  Его презрение к смерти – и бессмертие. А выведенные персонажи и ситуации – всего лишь бестелесные образы, носители идеи. И поэтому никому не приходит в голову требовать от Гоголя, чтобы он расстрелял Хлиба перед строем за преступление, совершённое в военное время. Ведь Хлиб не «всамделишный» горе-командир. Перед нами … «буйная головушка» из русской песни!
 
Полагаю, что точно так же и герои Ефремова являются лишь выразителями неких идей. И автор вполне оправданно следует не «земной» логике, а логике художественной. Фай Родис ходит по дворцу мрачного владыки Торманса в провоцирующей одежде? Ай-ай, как же она не предвидит последующие реакции окружающих! Не предвидит и не должна предвидеть: перед нами не реальная «динамщица», а художественный приём. Способ автора показать огромную разницу во взглядах на мир между наличествующими земными людьми, современниками автора (параллели между Тормансом и Землёй иногда даже слишком прямолинейны) и его мечтой о «должном» - об идеале отдалённого будущего. А для этого нужно создать контраст между тем и другим! Другой вопрос, насколько удачно это получилось у автора, насколько он справился со своей ХУДОЖЕСТВЕННОЙ (а не дидактической или психологически-исследовательской) задачей. Т.е. попросту, насколько он хороший писатель. Тут мы с тобой вполне можем по-разному воспринимать созданный образ. Лично мне и эти сцены в романе нравятся. При этом вполне возможно, что другого человека они не убеждают, кажутся натянутыми. Что же, если кто-нибудь не любит «Тараса Бульбу» - не вижу в этом особого криминала.
Жители коммунистического Будущего ведут себя вызывающе-идиотски, оказавшись в заброшенном городе Торманса с агрессивной толпой? … «Мудрость века сего есть безумие в глазах Господних». Ну и наоборот, естественно… cheeky Вполне допускаю, что данный эпизод для того и вставлен в роман, чтобы вызвать в читателях внутренний спор. Чтобы заставить их переосмыслить «незыблемые естественные законы». У тебя эта история вызывает желание спорить? У меня тоже. Отлично – значит, приём сработал!
Отмечу, что книги И. Ефремова яростно критикуют уже полвека с лишним! Что особенно интересно, критикуют с двух сторон: с точки зрения либеральной (вспомни злую и не лишённую смысла пародию в романах Лукъяненко «Звёзды – холодные игрушки» и «Звёздная тень») и с точки зрения нашей, «коммунистической». Если исходить из того, что литература не даёт ответов, а лишь ставит вопросы – надо признать, что Ефремов своей цели добился. «Час быка» никакое ни наставление, а наоборот – отправная точка, опора, от которой нужно оттолкнуться. Вот и отталкивается каждый, как считает нужным: и Лукъяненко, и ты. smiley
 
Помимо обсуждения «Часа быка», очень важным и интересным представляется и весь дальнейший разговор Светы с жителями Поселений. Мне кажется, было бы хорошо, если бы автор немножко «добавил жизни» такому важному персонажу как Света: ведь перед нами умный и достойный человек, которому изрядно замусорили голову неправильным образованием и т.п. Она искренне старается разобраться в реальности и попала на Острова далеко не случайно. Несомненно, Света близка по духу «жителям Будущего», но в чём-то даже интереснее, чем они: ведь «Поселяне» большей частью уже обрели то, что искали, а Света – всё ещё в пути. Было бы хорошо, если бы она стала чуть-чуть более многословной! Она вполне могла бы приводить какие-то доводы в защиту своих взглядов. Но доводы не сектантские, не оголтелые, а вдумчивые. Ведь из всего того, чему её учили в России, она выбрала наиболее честные и доказательные обрывки учения, те, которые созвучны её ощущению справедливости. А уж потом, на Поселениях, вольна поступить, как Солдат из сказки Андерсена: тот сначала набил карманы медяками, потом, увидав серебро, выбросил медь и загрузил им карманы. А уж после добрался до золота и избавился от серебра… Таким образом, весь тот груз, который многие из нас брали с собой в дорогу, который мешает идти, стал бы очевиднее для читателей. Да и Поселянам интереснее было бы вести разговор в таком случае: ведь всегда приятнее видеть перед собой умного собеседника (а искренность и порядочность у Светы и так есть). 
Важный момент в их дискуссии – когда речь заходит про отличия «упрощений» от «мистических сущностей». Тут бы и Поселянам немножко подробнее пояснить свою мысль: она необходима для всех думающих людей. Ведь псевдонаучные шарлатаны так любят мимикрировать "под науку"! Сказали бы Поселяне Свете, что «упрощения» обязаны жёстко держаться реальности и фактов (а иначе – что же они упрощают?!), в то время как «мистические сущности» (марксистские, либеральные, националистические – любые, словом) – это непременный отрыв от реальности и полнейший «выход в астрал». Впрочем, в других случаях они всё вполне детально излагают. 
 

Твоё мнение очень ценно, хотя я со многим и не согласен :)
Исскусство - это именно образы и умение их создавать. Но образ и метафора - сильно разные вещи. Метафора - это образ, но образ может

Вот и ты читаешь "Час быка"  как наставление по действиям в экстремальных ситуациях

Ничуть, я анализирую действия героев. В моей книжке ЧБ используют для обучения школьников 7-8 класса в России. Поэтому желательно посмотреть, что именно выдается детям в качестве примера.

и по строительству реальных обществ будущего.

Именно так её и писал Ефремов в качестве продолжения и дополнения к Туманности. Была б абстрактная игра ума или по приколу, разговоров бы не было. ЧБ и ТА массово воспринимались именно как модели будущего общества и автор сам об этом говорил, даже за ТА получил орден Красного Знамени. То есть поэтому я и обсуждаю модель, которую он создал именно как модель общества будущего.

Вот представь себе, что "Сикстинская мадонна" - вовсе не старинная картина, а современная фотография.

Это просто разные виды искусства и жанра. Рафаэль создал её именно как Божью Матерь - на полотне выглядит небожительница (идёт по облакам), перед ней склоняется Папа Римский, снявший тиару - то есть это гражданка из божественного семейства. А если бы была изображена голая тётя в постели с четырьмя голыми моряками и говорили бы, что это Мадонна, то возник бы диссонанс. Вот и у меня возник диссонанс. :)

ЧБ и ТИ созданы именно как описания будущего и я анализирую, а какое оно на самом деле с точки зрения системного анализа.

Что же, вспомним хоть того же "Тараса Бульбу" Попробуй-ка кто-нибудь прочесть его с точки зрения житейской логики!

Люблю эту книжку и в простом народе она, кстати, любима именно за близость реальной жизни и житейской логике. Там с этим всё отлично и книжка очень цельная несмотря на то, что  "Т.Бульба"  т.н. "варварский роман&quot", трагедия сильного, близкого к природе дикаря. Такой Конан-Варвар, варвар но в душе рыцарь. Чем-то похож на это Хаджи-Мурат. У Гоголя было написано гениально там, где у других был лубок. Кстати, сам жанр "варварского романа" базируется на мифе Просвещения, что человек от природы добродетелен и силён.

Гениальность повести Гоголя именно в общечеловечности, универсальности героя. Бульба легко может быть японским самураем, берсерком с берегов фьорда, древнегреческим вождём, даже маоистским повстанцем - и везде это будет цельная, сильная личность, вызывающая сопереживание как реальный человек. Кстати, Тарас имел исторический прообраз, это был один из товарищей Хмельницкого, это совершенно не высосанный из пальца образ.

Тарас по приезде на Хортицу устраивает там «майдан» и свергает кошевого, чтобы … его сыновьям представился случай помахать саблей.

Совершенно обычный поступок старого авторитетного варвара, который видит, что дружина не воюет и долго оно так не просуществует, кроме того, его детям ни славы, ни добычи не добыть, что в общем, разделяет большинство дружины, судя по результатами. Что будет хоть у викингов, хоть у запорожцев, хоть у гуннов "вождя-геть!"

На жизнь своих товарищей по Сечи Тарасу откровенно плевать.

Совершенно нормальное поведение для варвара. Честь - погибнуть в бою и пограбить, мёртвые сраму не имут.

Преследуя свои цели, он не гнушается никакими манипулятивными приёмчиками.

Хитрый варвар - хороший вождь. Всё как полагается.

Такой вот «рыцарь без страха и упрёка», да.

Он не рыцарь, он варвар, точнее, рыцарь с упрёком. Но для показания рыцарских черт, будет специально введена гипербола, чтобы показать, что Тарас - не просто бандит.

Ясно и то, что войско, состоящее из хронических алкоголиков (а при обыденном взгляде гоголевские запорожцы выглядят именно так), не может быть боеспособным.

Не алкоголиков, а пьяниц. Так их и разбили в результате. Поэтому казаки запрещали пить в походе, вот после таких случаев, записанных кровью.

Но всё срывается из-за идиотской выходки самого Тараса: он вдруг ввязывается … в богословский спор с польским вертухаем.

Вот именно здесь введена гипербола (а не метафора). Реальный варвар вряд ли бы устроил скандал по такому поводу в таком неудобном месте. Нужно было показать, что православие для Тараса - сверхценность, намного ценнее жизни сына. Иначе получался просто запорожский браток с понятиями. Даже сына убил из-за того, что предал своих и отца тоже, а не за веру и Землю Русскую. Но, тем не менее, такой случай теоретически возможен. Так в пространстве массового мифа должен вести себя правильный рыцарь - так бы мог повсти себя и самурай, если бы при нём оскорбляли Микадо и богиню Синто, так мог повести себя какой-нибудь европейский Роланд или ещё какой Атос. Для такого жанра это нормально и даже теоретически возможно. Всё как полагается.

Тарас приходит на казнь сына в качестве зрителя машет тому ручкой и пускается наутёк.

С точки зрения варвара - всё совершенно нормально. Также повёл бы себя самурай, спартанский вождь или вождь ватаги викингов. Именно поэтому книгу читают до сих пор.

Но ведь мы, читатели, прекрасно понимаем, что всё это суть метафоры!

Нет, это не метафоры. В одном случае только условная гипербола, а в остальном - логичное и цельное поведение исторического типажа, включая геноцид и особое стремление убивать молодых польских женщин.

Именно благодаря Т.Бульбе я стал в отрочестве расспрашивать родственников о реальных нравах казаков и оказалось, что описано в книге очень верно - жестокость, безжалостность, грабёж, разбой, звериная хитрость, храбрость и слабая организованность и т.д. Когда я стал рассказывать про реальные нравы реальных русских казаков, меня тут стали обвинять в фашизме. Просто в массовом сознании сформировался миф, а в реальности устраивали геноциды, уничтожая сёла, убивали сыновей и братьев, люто грабили, пили до скотского состояния и всё это не только в Гражданскую.

герои Ефремова являются лишь выразителями неких идей.

Именно так. В отличие от Бульбы и выпуклых героев повести, герои ЧБ - картонные образы, которые выражают совершенно не ту увлекательную картину светлого будущего, а совершенно другой мир, что я и показываю.

Чтобы заставить их переосмыслить «незыблемые естественные законы». У тебя эта история вызывает желание спорить? У меня тоже. Отлично – значит, приём сработал!

Ну так я и спорю :) и показываю, что книжка не подходит в качестве основы для модели светлого будущего. Хотя в качестве почвы для размышлений и анализа очень даже подходит.

вспомни злую и не лишённую смысла пародию в романах Лукъяненко «Звёзды – холодные игрушки» и «Звёздная тень»

Не читал, чукча писатель! cheeky

Было бы хорошо, если бы автор немножко «добавил жизни» такому важному персонажу как Света

Спасибо!!! Очень ценно.

сначала набил карманы медяками, потом, увидав серебро, выбросил медь и загрузил им карманы. А уж после добрался до золота и избавился от серебра… Таким образом, весь тот груз, который многие из нас брали с собой в дорогу, который мешает идти, стал бы очевиднее для читателей.

Просто отлично... спасибо!

Ведь псевдонаучные шарлатаны так любят мимикрировать "под науку"! Сказали бы Поселяне Свете, что «упрощения» обязаны жёстко держаться реальности и фактов (а иначе – что же они упрощают?!), в то время как «мистические сущности» (марксистские, либеральные, националистические – любые, словом) – это непременный отрыв от реальности и полнейший «выход в астрал». Впрочем, в других случаях они всё вполне детально излагают. 

 Да!

Добрый день, Павел, возможно данная статья не откроет много нового, но окажется интересной другим посетителям сайта, если посчитаете нужным добавить ее.
http://nvo.ng.ru/history/2016-03-25/1_viktory.html
И очень уж хочется поскорей узнать что дальше с Нейросетью будет !
 

Товарищ Дэльф, Вы уверены, что данная ссылка работает? У меня по ней высвечивается "404 страница отсутствует".

Поставлю чуть попозже