Давно, достаточно давно хотелось мне детально, поабзацно
разобрать хотя бы одно произведение такого признанного авторитета
в области описания кромешных ужасов ГУЛАГа, второго мэтра после Великого
Солженицына, как Варлам Шаламов.
И вот случайно попал в руки номер
журнала "Новый
Мир" за 1989 год. Перечитал, и окончательно
решил, что без подробного анализа не обойтись. Анализа не
с точки зрения литературоведения, а исходя из элементарной
логики и здравого смысла, призванных просто ответить на вопрос: честен
ли с нами автор, можно ли ему верить, допустимо ли принимать описанное
в его рассказах за объективно-историческую картину?
Достаточно показать на примере одного рассказа - "Леша
Чеканов, или однодельцы на Колыме".
Но сперва - о "творческом методе" Шаламова с его же слов. Вот
что автор думает об объективности и достоверности: "Важно воскресить
чувство <...>, необходимы необычайные новые подробности, описания
по-новому, чтобы заставить поверить в рассказ, во все
остальное не как в информацию, а как в открытую сердечную
рану".
И мы увидим, что весь рассказ сводится к тому, что описываемые
там самим Шаламовым факты как таковые резко расходятся с тем, как
он их стремится "подать".
Факты - это факты. А выводы - это то, что Шаламов нам настоятельно
предлагает сделать из них, навязывает свой взгляд, как априори объективный.
Посмотрим, насколько первое и второе состыкуются
друг с другом.
Итак, поехали: "На Колыму нас везли
умирать и с декабря 1937 года бросили в гаранинские расстрелы,
в побои, в голод. Списки расстрелянных читали день и ночь." (от
РП: Зачем зачитывать зекам списки расстелянных - ведь они друг
друга не особо знают, тем более делать это ночью?)
"На Колыму нас везли
умирать" - это
ведущий лейтмотив во всех Шаламовских рассказах. Развернуто это значит
следующее: ГУЛАГ и в частности его колымские филиалы - были лагерями
смерти, лагерями уничтожения, те, кто туда попадал - были
обречены на смерть. Это повторяется на разные лады на каждой странице
по многу раз. Поэтому наша задача будет беспристрастно, не поддаваясь
на авторские вскрики и всхлипы, рассмотреть опираясь только на
его же слова выяснить - а так ли это на самом деле?
"Всех, кто не погиб на Серпантинной – следственной
тюрьме Горного управления, а там расстреляли десятки тысяч под
гудение тракторов в 1938 году, – расстреляли по спискам, ежедневно
под оркестр, под туш читаемым дважды в день на разводах – дневной
и ночной смене." - Вот
уже начинаются странные нестыковки в таком коротком отрезке текста.
- Первое: зачем нужно было везти десятки и сотни тысяч
заключенных за тридевять земель, ОЧЕНЬ далеко, на край географии,
тратить на них продукты в пути, солярку и уголь для паровозов и кораблей,
продукты и деньги на содержание тысяч конвоиров, строить сами лагеря
и т.п. - если никто не мешал расстрелять всех этих людей (если их
хотели расстрелять) в подвалах тех тюрем, в которые их посадили при аресте?
Что мешало? ООН? Журналисты? ЖЖ-сообщество с его сплетнями? Тогда
такого не было. Ничего не мешало в техническом плане.
- Второе, непонятно, как выглядел масовый расстрел десятков
тысяч людей с юридической точки зрения? Нет, я не идеализирую правосудие
той поры. Но все же - приговор есть приговор, его выносит суд. И
если суд вынес приговор - лишение свободы, то как можно расстреливать,
я подчеркиваю, не просто гноить на работе, морить голодом и пр. -
а именно официально массово растреливать? вот пришел этап начальнику
лагеря - 1000 человек, у каждого свой срок, своя статья, свое дело.
А он их всех одним махом - р-р-раз! и под гудение тракторов! Как
он это объяснит начальству, что у него лагерь пустой стал? всех-всех
убили при попытке к бегству? ему их прислали содержать и охранять,
а он всех в распыл. По какому праву, приказу, как он подтвердит,
что они не разбежались?
(от РП: Кстати, а где могилы десятков и сотен тысяч расстрелянных?
Ведь они по размеру должны быть сравнимы минимум с Бабьим Яром.
За 20 лет правления антисоветчиков ни одного такого захоронения
не найдено - а в их распоряжении должны быть и архивы и аэрофотосъемка
и всё остальное. А всё просто - нет этих могил десятков и сотен
тысяч расстрелянных на Колыме. Вообще.)
И опять же - возвращаемся к первому пункту: зачем было везти
за 15 000 километров? Что, в европейской части СССР не было тракторов?
- Третье. Совершенно не стыкуются трактора и оркестр. Трактора
- они (если принять, что они были и гудели) чтобы скрыть от заключенных
факт расстрелов. А расстрел под оркестр, при всех, - чтобы показать:
так будет с каждым. Это как стыкуется? Чтобы одновременно не знали,
но трепетали? Или чтобы боялись, но не подозревали о расстрелах?
"Я «доплывал» десятки раз, скитался от забоя
до больницы и обратно" - это о жизни в лагере смерти, уничтожения
и тотального мора. Шаламов честно пишет, что ему ДЕСЯТКИ раз
не давали умереть. Его вели или несли в больничку, а там его выхаживали. Почему
выхаживали, а не просто - "выздоравливал"? Да потому, что
просто выздороветь, "выдюжить",
можно два-три раза. А не десятки. Не может крайне изможденный организм
- трудом, холодом, побоями - сам по себе выдюжить.
Тут одно из двух:
- либо "лагеря смерти" отнюдь не ставили перед собой цель уничтожение
своих заключенных, раз десятки раз вытягивали их из могилы
- либо, если Шаламов сам выздоравливал десятки раз, то условия жизни
и труда вовсе не были такими адскими, как они их рисует.
"Средство физического уничтожения политических врагов
государства – вот главная роль бригадира на производстве, да еще
на таком, которое обслуживает лагеря уничтожения" -
вот еще раз звучит "лагеря уничтожения". Но выясняются новые
подробности. Оказывается, расстреляли не всех ( а как же чуть выше, что
- "всех",
под оркестры из тракторов?). Оказывается, что необходим трудовой
процесс, в котором главная роль отводится бригадиру, назначение которого
- уничтожать врагов государства (политических, запомним это).
"Преступления бригадиров на Колыме
неисчислимы – они-то и есть физические исполнители высокой политики
Москвы сталинских лет" - а
чуть выше - "Бригадир – это как бы
кормилец и поилец бригады, но только в тех пределах, которые ему
отведены свыше. Он сам под строгим контролем, на приписках далеко не уедешь
– маркшейдер в очередном замере разоблачит фальшивые, авансированные кубики,
и тогда бригадиру крышка. Поэтому бригадир идет по проверенному, по надежному
пути – выбивать эти кубики из работяг-доходяг, выбивать в самом реальном
физическом смысле – кайлом по спине".
Получается, что главные виновники
- это такие же подневольные люди ("На пять человек выделяется
постоянный бригадир, не освобожденный от работы, конечно, а такой
же работяга"),
при том - в известных пределах - кормильцы и поильцы своих бригад,
преступление которых состоит в том, что они принуждают своих товарищей
к труду. Как - увидим дальше.
"Потому-то и была отмечена в немногочисленной статистике
и многочисленных мемуарах точная, исторически добытая формула:
«Человек может доплыть в две недели». Это – норма для силача, если
его держать на колымском, в пятьдесят – шестьдесят градусов, холоде по
четырнадцать часов на тяжелой работе, бить, кормить только лагерным пайком
и не давать спать... Две недели – это и есть тот срок, который превращает
здорового человека в доходягу. Я все это знал, понимал, что в труде нет спасения,
и скитался от больницы до забоя и обратно восемь лет".
Ах, вот в чем дело! Да наш автор - симулянт!!
Пока - как он утверждает - силачи доходят "в две недели" (и
снова наш главный вопрос: зачем их было везти за 15 000 км?), Варлам
Тихонович скитается от больнички до забоя и обратно 8 лет. Видимо, его согревала мысль о том,
что пока другие "доплывают",
он должен выжить, чтобы поведать...
Но вот лафа и туфта кончается:
"У бригадира он (новый десятник - прим.) тут
же осведомился о моем трудовом поведении. Характеристика была дана
отрицательная (вот
странно! - прим).
– Что же, б..., – громко сказал Леша Чеканов, глядя мне
прямо в глаза, – думаешь, если мы из одной тюрьмы, так тебе и
работать не надо? Я филонам не помогаю. Трудом заслужи. Честным
трудом.
С этого дня меня стали гонять более усердно, чем раньше".
Вот
оно - неизмермое преступление пособника высокой политики Москвы
сталинских лет.
Тут, понимаешь, Варлам Тихонович в 208 раз пережил своих умерших-в-две-недели-солагерников,
а его стали более усердно гонять. Заметим, его не посадили в карцер,
не урезали пайку, не отбили почки, не расстреляли даже. Просто стали обращать
больше внимания, как он трудится.
Затем Шаламова отправлют на исправление в бригады к изуверу, и вот
что с ним происходит:
"Каждый день на глазах всей бригады Сергей Полупан меня
бил: ногами, кулаками, поленом, рукояткой кайла, лопатой. Выбивал
из меня грамотность.Битье повторялось ежедневно. Разгорячившись, Полупан
снимал куртку и оставался в телогрейке, управляясь с ломиком и кайлом еще
более свободно. Полупан
выбил у меня несколько зубов, надломил ребро".
Я
боюсь показаться циничным, но пусть меня одернут или поправят люди
с медицинским образованием: Шаламов пишет, что били много дней и
недель подряд. Били кайлом (сиречь киркой), ломиком, поленом и просто
кулаками. Скажите мне, сведущие люди, особенно хотелось бы услышать
мнение судмедэкспертов или паталогоанатомов: как может жить, и отделаться
ВСЕГО ЛИШЬ несколькими зубами и надлолменным ребром человек, которого
со всей силы бьют ЛОМИКОМ И КАЙЛОМ - бьют много-много дней подряд????
Я не знаю, сколько весили тот ломик и то кайло, но явно не меньше
нескольких килограмм. Опишите, пожалуйста, что происходит с костями
и мягкими тканями человека, которому зарядили острием кайла или ломом
по голове, или по рукам, или просто по корпусу? (От РП: Троцкому хватило
одного удара ледорубом - по сути кайлом. Один удар ломиком, как правило,
перебивает руку, практически всегда если попадает - кости кисти,
после нескольких ударов по мягким тканям да ещё нанесённых "разгоряченным
человеком" пострадавший не сможет работать точно.)
Живуч был гражданин Шаламов...
Но все плохое когда-то кончается, и вот з/к Шаламов едет в "Центральное
северное управление – в поселок Ягодный, как злостный филон, для
возбуждения уголовного дела и нового срока".
"В изоляторе гоняют следственных на работы, стремясь
выбить хоть один рабочий час из транзитного дня, и следственные
не любят этой укоренившейся традиции лагерей и транзиток.
Но я ходил на работу не затем, конечно, чтобы попытаться выбить какую-т
о норму в ямке из камня, а просто подышать воздухом, попросить, если
дадут, лишнюю миску супа.
В городе, даже в лагерном городе, каким был поселок Ягодный,
было лучше, чем в изоляторе, где пропахло смертным потом каждое
бревно. За выходы на работу давали суп и хлеб, или суп и кашу, или
суп и селедку."
-
Продолжаем поражаться порядкам в системе "лагерей уничтожения".
Не за проделанную работу, а лишь за выход на нее, дают суп
и кашу, и даже можно выклянчить лишнюю миску.
Для сравнения, как кормили в настоящих лагерях уничтожения, в немецких:
"6
августа 1941 года верховное командование немецкой армии издало
распоряжение относительно продовольственного рациона советских военнопленных;
согласно этому распоряжению, на 28 дней каждому из них полагалось:
6 кг хлеба - 200 гр. в день,
400 г мяса - 15 гр. в день,
440 г жиров - 15 гр в день и
600 г сахара - 21 гр в день."
Можно предположить, что лишних мисок не давали.
А вот как питались в блокадном Ленинграде: "Пятое
снижение норм продовольствия — до 250 граммов хлеба в день рабочим
и 125 граммов остальным — произошло 20 ноября 1941 года"
А как же кормили товарища Шаламова за его выходы на работу? Вот так:
"Норма питания № 1 (основная) заключённого ГУЛАГа в 1948 году
(на 1 человека в день в граммах)[20]:
- Хлеб 700 (800 для занятых на тяжёлых работах) - !!! сравните
с немецкой и блокадной пайкой!!!
- Мука пшеничная 10
- Крупа разная 110
- Макароны и вермишель 10
- Мясо 20
- Рыба 60
- Жиры 13
- Картофель и овощи 650
- Сахар 17
- Соль 20
- Чай суррогатный 2
- Томат-пюре 10
- Перец 0,1
- Лавровый лист 0,1" - отсюда
"Следствие мое кончилось ничем, нового срока мне
не намотали. Кто-то высший рассудил, что государство мало получит
пользы, добавляя мне снова новый срок." -
интересно, почему государство рассуждало иначе, расстреливая
под гудение тракторов десятки тысяч людей, осужденных по той
же 58-й статье, что и Шаламов?.. Что так резко поменялось в
государстве? А может быть Шаламов выше по тексту просто лжёт?
И наконец, рассказ заканчивается тем, что ненавистного изверга
Полупана убивают, а также словами "Тогда рубили
бригадирских голов немало, а на нашей витаминной командировке блатари
ненавистному бригадиру отпилили голову двуручной пилой.".
Помните, я просил запомнить насчет того, что бригадиры были орудием
убийства именно политических врагов государтсва? Но в этих словах
мы видим, как бригадира убивают не какие-то политические, а именно
блатари - убивают жестоко и изощренно - за то, что хотел принудить
работать. Шаламов с блатарями солидарен. У самого духу ни на что
не хватило, только на филонство, но - солидарен.
Вот такой рассказ. Ложь на лжи. Ложь, приправленная пафосом и лицемерием.
У кого другое мнение?
Украинолог
Источник: http://community.livejournal.com/ru_stalinizm/25018.html#cutid1
От РП: Правды у Шаламова (кстати, идейного врага
Советской Власти - осуждённого за участие в троцкистских организациях
и побег из лагеря) примерно столько же, сколько в карикатуре на
ГУЛАГ приведённой в начале статьи. А ведь тоже выдаётся за творение
"прошедшего ужасы ГУЛАГа". Рисовалась она с рассказов шаламовых
и солженицыных. У человека, даже чуть-чуть знакомого с историей
того времени и вообще с историей СССР она вызовет взрыв хохота:
особенно восхитителен ряженый на первом плане. Синяя фуражка -
принадлежность к ВВС - тут автора "картины" подвела легенда про
синие фуражки: НКВД носило чёрные фуражки с тёмно-синим околышем,
а синяя - исключительно ВВС. Но этот лётчик не прост - он управляет,
видимо, крылатой лошадью - у него за плечами башлык, который являлся
исключительно формой кавалерийских бригад до 1940 г. Увидеть у
военного лётчика башлык это ещё почище чем морской кортик. Уже
не будем придираться к тому, что башлык, полушубок и бурки относятся
к зимней форме одежды, а фуражка - к летней и надеть их вместе
столь же странно, как полковнику папаху летом. Правда стоит изрядно
удивиться отсутствию мехового воротника на полушубке лётчика -
не иначе как пропил, поэтому ему и понадобился башлык - холодно
на Колыме-то.
Чёрные
треники типа "Адидас" оставляем без комментариев. Как и льющийся
сверху свет от НЛО и сияние вокруг головы лётчика-кавалериста.
Но некоторые другие детали не могуть не "доставлять" -
на ногах "жертв режима" - лапти, исчезнувшие в СССР к
середине 30-х, лапти, кстати не носили зимой, длинные бороды (в
смысле на лицах, не на ногах) - то есть зекам в течение нескольких
недель было положить три большие кучи на лагерный распорядок. К
довершению спектакля - в руках у охраны ППШ, появившийся в
конце 1940 года.
Вот такие они "свидетели" - ложь на лжи. Буквально
во всём. Что у Шаламова, что у Солженицына, что у их последователей.
Ссылки по теме:
Здравые
Рассуждения о "Массовых Репрессиях"
Каким Был Риск Оказаться в ГУЛАГе?
ГУЛАГ глазами ребенка
|