Легенда о Гиперборее. Часть 1. Делосский Детектив


С самых древних времен не было недостатка не то что в легендах и подозрениях, а просто в изрядном количестве письменных указаний о существовании на Севере таинственной цивилизации, причем очень уважаемых авторов, начиная с Древней Греции. Греки были убеждены, что на Севере за Полярным Кругом (примерно на территории современной России или в Северном Ледовитом Океане) живет народ гиперборейцев, любимые Аполлоном, который время от времени уезжал к ним на летающей колеснице, запряженной лебедями. Таинственная страна за Полярным кругом была культурным лидером и оказала значительное влияние на греков. Древние греки утверждали, что знали их посланцев лично и даже учились у них, о чем оставлены письменные свидетельства.

 

Один из самых авторитетных ученых Древнего мира - Плиний Старший нисколько не сомневался в существовании гиперборейцев, что описал в своей "Естественной истории" (IV, 26): "За этими [Рипейскими] горами, по ту сторону Аквилона, счастливый народ (если можно этому верить), который называется гиперборейцами, достигает весьма преклонных лет и прославлен чудесными легендами. ... Солнце светит там в течение полугода, и это только один день, когда солнце не скрывается (как о том думали бы несведущие) от весеннего равноденствия до осеннего, светила там восходят только однажды в год при летнем солнцестоянии, а заходят только при зимнем. Страна эта находится вся на солнце, с благодатным климатом и лишена всякого вредного ветра. Домами для этих жителей являются рощи, леса; культ Богов справляется отдельными людьми и всем обществом; там неизвестны раздоры и всякие болезни. Смерть приходит там только от пресыщения жизнью. Нельзя сомневаться в существовании этого народа". Единственное, что патриарх древней истории подвергает сомнению – действительно ли так уж идеально счастливы гиперборейцы.

Диодор Сицилийский сообщает как известный факт, что гипербореи оставляют дары Дельфийскому Храму на границе соседней страны, откуда их постепенно переносят другие народы, вплоть до самого Делоса. Мудрецы и служители Аполлона Абарис и Аристей, обучавшие греков, считались выходцами из страны гипербореев, они обучили греков музыке, философии, поэзии, составлению гимнов и строительству храмов.

Им приписывается строительство первого храма Апполона на Делосе, возраст которого точно не определен в конце II – нач. I тыс. до н.э, впоследствии этот храм  был перестроен греками в нач IV в. до н.э. Ряд авторов утверждает, что первым оракулом в этом храме был гипербореец Олен или Алин. Естественно, смешно пытаться ассоциировать его с русским словом, как это делают ряд недобросовестных авторов – нет никаких оснований подозревать, что имена и названия животных в те времена в (пра-)славянских языках звучали так же, как и в современном русском языке. Показательно, что древние греки вели себя очень достойно – они не скрывали, что научились определенным вещам у других народов, нисколько не пытаясь приписать себе эти достижения, изображая себя центром вселенской цивилизации. Признание греками обучения у более развитого народа можно отнести  к косвенному доказательству, что их контакты с указанными людьми соответствует истине. Без сомнения, греки были очень впечатлены пришельцами и передавали сведения о них из поколения в поколение.

Геродот сообщает, что лично видел могилы гиперборейских жриц на Делосе, к которым издавна ходят поклоняться местные юноши и девушки. Однако, он же свидетельствует, что народы, которые должны были быть соседями гиперборейцев о них не знали, когда этот уважаемый автор путешествовал в землях Скифии (Поволжья), то предполагаемые соседи гиперборейцев (иссидоны) не смогли сказать ему ничего про Гиперборею, хотя Рипейские (скореее всего - Уральские) горы были близко. Странно выглядит, не правда ли? Кстати, Геродот сомневался в существовании Гипербореи. Древним авторам не было достоверно известно, чтобы хоть один грек побывал в Гиперборее. Сами ее посланцы утверждали, что путь в их страну можно только одолеть по воздуху, тем не менее никто сами греки, общавшиеся с посланцами «оттуда» никогда не видели их летающими.

Если попытка описать легендарную Атлантиду вызвала у греческих ученых скептическую насмешку («Платон мне друг, но Истина дороже»), то сомневавшегося в существовании Гипербореи осмеяли бы самого – ему показали бы храм в Делосе, могилы гиперборейских жриц и письменные свидетельства пребывания гиперборейцев на Делосе. Значит ли это, что Гиперборея действительно существовала во времена древних греков? Нет. Это значит лишь то, что вероятнее всего к грекам приходили люди, выдававшие себя за жителей таинственной страны.

Кем они могли быть? Давайте попробуем проанализировать имеющуюся информацию.
Были ли эти люди носителями очень продвинутой цивилизации? В технологическом отношении – нет. Они не учили греков ни математике, ни металлургии, ни мореплаванию – один только компас мог спасти многие тысячи греческих моряков, потерявших ориентацию в бурном море. А медицина, что продвинутым «прогрессорам» не хотелось спасти больных, если уж им удалось победить болезни у себя на родине? Не хотелось спасти маленьких детей, рожениц в горячке, раненых моряков... Почему? Трудно научить тому, что не умеешь сам.

Никаких особо выдающихся гуманитарных знаний «лица называвшие себя гиперборейцами» тоже не передали – все то, чем они так впечатлили эллинов, те вполне могли научиться и сами. Музыка и стихи? Покажите мне народ, даже самый дикий, без музыки и песен. Поэзия? Сама греческая поэзия интересна, но гимны, которые их научили слагать неизвестные лица, вообще говоря, не блистали ни глубиной, ни мудростью, ни литературными достоинствами. Строительство храмов? А что, греки не умели строить каменные дома, крепостные стены, театры, стадионы и т.д.? Прекрасно умели, согласно греческим источникам, они научились этому от полулегендарных пеласгов, живших в Средиземноморье ранее. Интересно, в чем принципиальное отличие строительства театра и небольшого храма? Да ни в чем. Более того, греки построили множество великолепных храмов, а гиперборейцы – только один да и тот потом пришлось перестраивать. Даже улучшенный вариант, прямо говоря, не поражает воображание - 6 колонн в центре и 13 по краям, чуть больше 25 м – явно не циклопических размеров [1]. Единственное, что восхищало греков – это алтарь храма, сделанный для греков довольно странным образом – из рогов жертвенных животных. Вообще, греки могли научиться строительству культовых сооружений у своих соседей, например, на Ближнем Востоке, которые были явно «круче», чем храм Апполона в Делосе.

Умели ли «гиперборейцы» рисовать? Нет. Может быть они были искусными скульпторами? Тоже нет. Странно, так что же конкретно умели делать «лица, похожие на гиперборейцев», что сумели оставить о себе у греков такое сильное впечатление? Болтать. Причем болтать здорово и напыщенно. Внушать свою важность. «Прорицать» - то есть прекрасно понимать человеческую натуру. Воздействовать на человеческое сознание. Вводить людей в транс ритмически распеваемыми гимнами.

Они говорили с греками на одном языке и объясняли это тем, что в Гиперборее говорят по-гречески. Трудно в это поверить – гиперборейцы жили в полном отрыве от Средиземноморья как минимум, многие сотни, а то и тысячи лет (у греков  остались только смутные легенды о ее существовании) и тут на тебе – язык почти один в один. Весь человеческий опыт показывает, что уже нескольких сот лет разного исторического пути достаточно, чтобы язык двух народов одного корня стал отличаться очень заметно, даже если народы живут рядом. Попробуйте понять, например, болгарина. А уж если другой конец света... Но они не только на нем свободно говорили, но и гимны составляли! В общем, попросту говоря, врали они все про греческо-гиперборейский язык. Такое же вранье и про поклонение Апполону на другом конце света.
Вывод может быть только один – лица, выдавашие себя за гиперборейцев перед проникновением в Грецию целенаправленно учили греческий язык, имели четкое представление о греческой мифологии.  
Нет сомнений, что многие греки жаждали побывать в таинственной стране и увидеть самого Апполона, убежденных паломников не испугал бы долгий путь даже с риском для жизни. Можно не сомневаться, что «гиперборейцев» просто осаждали вопросами, как можно попасть в их страну и где она находится. Ответ был «достойным» - только по воздуху. То есть ни доплыть (греки были хорошими мореплавателями – а вдруг доплывут), ни дойти или доехать (нет никаких принципиальных проблем в преодолении больших расстояний – это лишь вопрос времени), а именно «долететь». Вопрошающих, попросту говоря отфутболили. Попытки греков найти дорогу самостоятельно ни к чему не привели. Даже опытнейшие и очень заинтересованные путешественники потерпели неудачу – их не обидели самые дикие племена, но при описании Гипербореи местные жители только разводили руками  - они просто не понимали о чем речь или в лучшем случае, отвечали какими-то бредовыми слухами. Есть греческие источники, которые ссылаются на слухи о неких своих земляках, якобы побываших в Гиперборее. Но очевидно, что эти «свидетельства», упоминающие «волшебное пение лебедей», не более, чем фальшивка - можно не сомневаться, что автор этого «фольклорного предания» никогда в жизни не слышал явно мерзких криков и шипения прекрасных птиц.

Вы верите в то, что целый народ может отлично жить в лесах и пещерах в условиях полярной ночи, пусть даже и гипотетически теплой? Земледелие в этот период невозможно по понятным причинам, скотоводство будет тоже крайне затруднено, что ж они там у себя ели? В описаниях этой странной земли нет никаких ссылок на производство продовольствия и необходимых человеку предметов, такие вещи все народы делали в городах или по крайней мере, крупных поселках. Как они воспитывали и рожали детей, как обеспечивали их необходимым питанием? Археологические и геологические данные показывают, что в указанное время (1-2 тыс. до н.э.) существование цивилизации за Полярным Кругом было в принципе нереальным. Без сомнения северные народы, вроде саамов и ненцев там жить вполне могли, но вряд ли они могли впечатлить средиземноморцев. Во все времена, а тогда – в особенности народ без средств обороны существовать не могли в принципе. Что, среди жестоких и диких соседей не нашлось бы желающий захватить чудесную землю или «самых прекрасных в мире женщин»?

Кроме того, просто здравый смысл говорит о том, что гиперборейская цивилизация, как народ, в том виде как описывали ее греки во времена Древней  Греции существовать не могла. Конечно, можно допустить, что к примеру, 10 или 40 тыс. лет назад на Севере существовала относительно развитая цивилизация (или протоцивилизация), но это незапамятные времена, а к грекам-то кто приходил?

Варианты могут быть разными. Например, это могла быть группа аферистов, которыми могли быть как греки, так и кто-то из их соседей. Но эта афера занимала очень долгий срок, не менее нескольких десятилетий и даже столетий. Обычным мошенникам нет никакого смысла проворачивать подобного рода операции. Нет, это должна быть организованная сила, способная к столь долгосрочному планированию и способная подготовить людей для выполнения этого весьма сложного задания.

Кто мог это сделать? Тот кому это было нужно и выгодно, очевидно это некто по соседству, Вряд ли бы на это пошли, например, индийцы или китайцы. это должно быть либо государство, либо... либо некая организация религиозного толка, но причем обладающая определенной идеологией, достаточными ресурсами и знаниями, а также поставленной системой планирования своих действий с расчетом на десятки и сотни лет вперед. В таком случае «Гиперборея» в каком-то виде действительно была, правда не совсем там и это был не народ, а тайное место постоянного пребывания некоего религиозного ордена. В этом случае все представляется логичным – древние религии нередко требовали от своих жрецов и их учеников поселяться в лесах и пещерах. В принципе, не исключено, что представлявшую собой остаток какого-то древнего народа, когда-то покинувшей по какой-то причине свою древнюю прародину.

Из государств, соседствующих с Грецией операции такого уровня могли проделать, в принципе, только 2 – Персия и Египет. Их жрецы обладали необходимыми для этого знаниями, системами подготовки, средствами, возможностью незаметно доставить подготовленную группу по месту назначения и поддерживать с ней связь. Такого типа государства или организации должны были быть ориентированы на внешнюю экспансию, то есть быть достаточно агрессивными.

Однако, Египет под такую роль никак не подходит – в то время он вступил в период своего упадка, да и в более удачные для себя времена он практически не занимался захватом чужих территорий и не подчинял себе чужие народы идеологически. Для этого египтяне слишком презирали всех не родившихся в Черной Земле. Военные походы и грабеж – да, были, но серьезной экспансии – нет, не было.

Персия... Персия ориентировалась в основном на военную силу, зачем что-то мудрить с какими-то жрецами и сомнительным результатом, если можно без затей послать огромную армию?

Видимо, любому сильному государству не имело особого смысла тратить, как минимум, десятки лет до получения заметного результата. Военная сила даст такой эффект сразу и при правильной подготовке – гарантированно. Тем более государство всегда базируется на каком-то народе, на государственной идее, государственной религии. Проникать столь странным образом в другую страну и укреплять, пусть на первом этапе, религию конкурента.

Нет, для государства такое поведение очень странно, а для некоего идеологического «ордена» - в самый раз.

Зачем им надо было проворачивать делосскую аферу? Очень просто – можете представить себе колоссальную власть над умами и душами, которой обладал жрец-оракул, Вестник Богов - по одному его слову могли начаться и остановиться войны, не говоря уже о более мелких событиях.

Делос с древнейших времен был центром союза ионийских племен, одно время там вообще хранилась казна Афинского Морского Союза, члены которого даже посылали на Делос «Священные Посольства» из самых богатых и уважаемых граждан. Идеологическое влияние Делоса было настолько высоким, что даже тираны заигрывали с ним, осыпая подарками, на этом острове регулярно проводились всеобщие собрания ионийцев и крупные спортивные игры в честь богов, на которые прибывали самые знатные и уважаемые люди [2].
Контроль над храмом Апполона в Делосе означал сильное влияние на Афины и Морской Союз, то есть влияние на все Средиземноморье. Хотя это произошло существенно позже внедрения «гиперборейцев» в греческую религиозную элиту, предсказать исключительное положение, которое займет Делос было не столь уж трудно уже в самом начале. Такие ключевые точки могут сильно влиять на жизнь и развитие целых народов. Этот остров был идеальной точкой для внедрения в идеологическую элиту греческого общества – именно там, по греческой легенде, родился Апполон. Легенда внедрения была очень трогательной и возвышенной - пришли таинственные «любимцы бога» построить ему храм и поучить дикарей-греков божьему слову, что ж тут удивительного. Не кОрысти ради, любимого бога для.

Так кто мог бы провернуть всю это операцию? Кандидаты есть, причем в самом ближайшем соседстве с греками - друиды. Таинственные теократы галлов. Имено они представляются наиболее вероятными организаторами, стоящими за спиной «гиперборейцев» из Делоса. У них было многое, описанное «делосскими гиперборейцами» - жизнь в лесах и пещерах, ориентация на духовную жизнь, развитая техника прорицания и гимнов, очень долгая по тем временам жизнь. Кстати в друидском описании «Другого Невидимого Мира» характерно упомянутое выше «волшебное пение лебедей». Эти дети природы прекрасно знали, что в нашем мире это вряд ли возможно.

Греческие, римские и кельтские (ирландские) источники говорят о просто колоссальной идеологической власти друидов в кельтском обществе. Они буквально назначали и смещали вождей и королей, судили высшим судом, вещали волю богов, их проклятие означало полную изоляцию а то и истребление целых племен.


Трудно ли было, к примеру, друидам при желании освоить «гиперборейско-греческий» язык, изучить греческие религиозные представления или получить греческих «агентов влияния»? Очевидно, что нет, контакты галлов с соседними эллинами были довольно прочными, вполне могли быть смешанные браки, а их сыновья вполне могли участвовать в этой афере как «гиперборейскоподданные». Варианты могут быть разные. Греки расселились в довольно большом ареале, так что при желании, запутать следы не представляло особого труда.

Друиды были по сути замкнытым религиозным орденом-корпорацией с многими ступениями посвящения и не вполне понятными целями. Некоторые исследователи полагают, что друидизм не возник исходно в среде кельтских племен, а друиды сумели захватили идеологическую власть в их обществе. Что ж, вполне правдоподобная версия. Римские и кельтские источники утверждают, что друиды полагали своим местом, откуда они «есть пошли» Британию.

Археологические и исторические исследования предполагают несколько вариантов прародины кельтов, но это явно не о. Британия. Кстати, первое земляное кольцо знаменитого Стоунхенджа (очевидно, имеющего к друидам самое непосредственное отношение) начало строиться в III тыс. до н.э., а кельты-бритты и скотты пришли туда только во II тыс. до н.э. Вполне вероятно, новые поселенцы вскоре попали под идеологическую власть уже сформировавшейся там таинственной секты. Естественно, как бывает в таких случаях, перемешав это со своими верованиями и богами. Несмотря на многочисленные друидические центры подготовки в Ирландии и территории континентальной Европы друид не мог получить высшее посвящение, пока не проходил обучение в неких «академиях» на территории современной Англии.

Нередко властители кельтского духа поднимали галльский народ на бой с врагами и захватчиками, но не стоит представлять их только как патриотов галльских народов – они обычно действовали в своих интересах, даже с риском гибели своей страны.
«В первый период Галльской войны организация друидов, очевидно, заняла проримскую позицию, отвечавшую на тот момент ее корпоративным интересам. Фактически эта позиция была предательской по отношению к галльскому народу и во многом способствовала укреплению позиций Цезаря в Галлии, а в конечном счете - и ее полному завоеванию Римом» [3]. Вот так. С ними далеко не все так просто.
Друиды вовсе не были фанатично преданы своим богам, они добровольно предоставляли свои храмы не то, что с римским богам, даже христианам, как было в Ирландии. Естественно, не по широте души, а как плату за то, что друиды не оказывались под ударом. Кому они на самом деле поклонялись, каким силам служили и для чего, до сих пор не ясно. Друиды выжили даже после того, как христиане огнем и мечом насадили «религию добра» в Европе, их тайные ордена продолжили существование. В Ирландии, по крайней мере до 18 в продолжали друидические традиции сложения гимнов и ряда других искусств [4]. Причем совершенно открыто – в христианских монастырях, которые размещались в бывших учебных центрах друидов! Они сумели сохранить свои традиции и, возможно, организацию в казалось бы, совершенно безвыходной ситуации. Есть серьезные основания полагать, что ряд эзотерической информации (естественно, не факт, что достоверной) попал от друидам к средневековым мистикам, прорицателям и эзотерикам, таким как Парацельс.
Кельтские народы, расселившиеся в огромном ареале, были цивилизацией, ориентированной не на создание мощного централизованного государства, а на духовное совершенство [4,5]. Можно сказать, что они были очень своеобразной цивилизацией – совсем не такой, как цивилизации Средиземноморья и Ближнего востока. Это была огромная культура довольно разных кельтских племен и кельтизированных народов, связанных идеологией, культурой и религией намного более чем формальной властью. Эта культура обладает своим непередаваемым очарованием – глубинной мудростью, бережным сохранением духовных традиций, отчаянной храбростью, презрением к смерти, исключительной наблюдательностью.

Шли годы и столетия, посещения Делоса «гиперборейцами» с принесением даров Апполону стали регулярными. Люди смертны, давно ушли в «Другой Мир» учителя греков, влияние «гиперборейцев» начинает явно ослабевать. Но не беда – на Делос зачастили посланцы с «гиперборейскими дарами» Апполону. Интересно, они что ему свои подарки дома не могли отдать, где он регулярно объявлялся по их словам?

А дальше происходит просто потрясающее событие – посланных с дарами к дельфийскому оракулу группу «гиперборейских дев» в сопровождении нескольких охранников арестовывают (задерживают навсегда) на Делосе, а по некоторым свидетельствам – даже убивают.

Случай беспрецендентный, просто выходящий из ряда вон для греков, необычайно трепетно относившимся к своим богам и всему, что с ними связано. Убить жрецов-паломников Делосского Оракула?! Да за намного меньшие проступки провинившихся немедленно казнили на месте. Убить паломников, прибывших с дарами? За такие вещи сами греки не то что виновных - могли снести все живое на Делосе с лица земли. Практически невероятно, чтобы на такое пошли на священном острове без предварительного согласия, а скорее – прямого приказа афинских властей.

Что интересно, греческие историки –интеллектуальная и культурная элита тех лет не просто не возмущена поведением своих соплеменников, а просто констатирует факт, словно ничего особенного не произошло. Не заступились за паломников жрецы Оракула. Странно. Очень странно. Значит они не просто были в курсе, но все это одобрили. Промолчал и «старший брат» - Дельфийский Оракул. Видимо, неспроста.
Объяснение всему этому в предлагаемой модели, объясняющей «делосских гиперборейцев» очень простое. Таинственные посланцы начинают понемногу захватывать идеологическую власть над всей Грецией, что впрочем, они с самого начала и планировали. Однако, в греческом обществе нашлись силы, способные противостоять захвату идеологической власти пришельцами.

«Гиперборейцам» незатейливо дали понять, что их претензии на контроль над Грецией никто более терпеть не собирается.
Широко обнародовать то, что греческая верхушка поняла давно – храм Апполона в Делосе построен аферистами, было совершенно излишне. Скандал с разоблачением «святого Йоргена» был не нужен никому – ни греческой верхушке ни «гиперборейцам», которые молча утерли разбитый нос, «ужаснулись содеянному» и практически на территории Греции больше не объявлялись. А что они могли сделать – бросить галлов в жестокую войну с греками? И чем бы они вдохновили суровых воителей? Заступимся за неизвестный чужой народ и чужих богов? Похоже, что здесь они сами попали в ловушку, которую расставили другим. Есть некоторые сообщения, что пара «гиперборейских дев» прибыла-таки на Делос несколько десятилетий спустя, но они тут же «принесли себя в жертву богине». Интересно, что до этого «гиперборейские учителя в Греции» склонностью к суициду не отличались. Видимо, сами упали на жертвенный нож, каждая по нескольку раз. Больше в Греции гиперборейских паломников-камикадзе не объявлялось. Видимо их руководители поняли, что греки шутить не собираются. Впрочем, довольно скоро по историческим меркам, стала восходить звезда новой сверхдержавы – Рима и друидскому ордену стало явно не до чужеземных храмов.

Так значит ли, что Гипербореи не было? В том виде, как ее представляли «делосские гиперборейцы» - нет. Но все еще интереснее. Таинственные делосские посланцы просто использовали очень древнюю греческую легенду, чтобы внедриться в греческое общество. Лингвисты утверждают, что греческая легенда о Гиперборее много старше и относится как миниму к началу II тыс. до н.э. [5]. Есть немало других источников, которые описывают некую «Северную Прародину» у самых разных европейских народов и достоверные факты, говорящие о том, что с Севером не все так просто.

Павел Краснов


Литература

  1. http://www.1911encyclopedia.org/Delos
  2. Латышев В.В. Очерк греческих древностей СПб, 1897-1899. http://www.centant.pu.ru/sno/lib/lat/index.htm  296-299
  3. ДРУИДЫ И РИМ В НАЧАЛЕ ГАЛЛЬСКОЙ ВОЙНЫ
    Доманина С. А.  "Античный Мир и Археология" Вып. 11. Саратов, 2002. http://www.druids.celtica.ru/page.php?pagename=res_domanina
  4. Друиды – Поэты, Ученые, Прорицатели. Стюарт Пиготт «Центрполиграф» 2005 http://www.bibliotekar.ru/druidy/index.htm
  5.  Культура кельтов и нордическая традиция античности Н.С. Широкова СПб: Евразия, 2000

 

Copiright, Rusproject, 2007