Вы здесь

Карл Маркс - Мот, Недоучка, Кидала и Профессиональный Паразит или Миф о Бедности Основоположника.

Главные вкладки

Маркс, создатель экономического учения, ставившего цель осчастливить весь рабочий класс, был никудышным финансистом. Теперь нам известно достаточно фактов, проливающих свет на истинные причины его финансовых затруднений: жизнь не по средствам и нежелание работать.

Карл Маркс — самозваный философ, экономист и социальный теоретик промышленного пролетариата XIX столетия был буржуазным сыном буржуазного отца. Рожденный в Трире, в Рейнской Пруссии, Маркс был в очень привилегированном положении. В 1816 году, за два года до его рождения, отец Маркса отрекся от своего еврейского происхождения и принял протестантство, бывшее в то время официальной государственной религией, что дало его семье доступ в высший свет. Преуспевающий адвокат Генрих (Гершель) Маркс несомненно надеялся на то, что его сын сделает успешную карьеру в "деловом мире". Благодаря отцу Маркс получил либерально-гуманистическое образование, сначала в Трирской гимназии, после этого в Боннском университете, а затем в Берлинском университете.

Сравнительно мало известно о жизни Карла Маркса в последующие пять лет. Он потратил целую кучу денег, получая в течение длительного времени щедрую финансовую поддержку от своих родителей (его отец умер в 183 8 году) и проводя большую часть своего времени в "Профессорском клубе", как себя называли примерно тридцать молодых людей, часто встречавшихся в кафе "Stehely". Эти встречи и книги, прочитанные Марксом помимо учебной программы, сыграли гораздо большую роль в его образовании, чем занятия в университете.

В бытность студентом Боннского и Берлинского университетов Маркс потратил умопомрачительное количество отцовских денег. Эта привычка тратить деньги, заработанные другими людьми, останется у него навсегда. На всю оставшуюся жизнь Маркс выработал стратегию попрошайничества. В конце декабря 1837 года, за несколько месяцев до своей смерти, отец написал ему длинное, полное отчаяния и упреков письмо. Несомненно, что отцу был прекрасно известен характер сына. Он в деталях описывает его личные привычки, которые Маркс сохранил на всю жизнь:

"О Господи! Беспорядок, бессмысленные экскурсии во все области знания, угрюмые размышления перед унылой масляной лампой, сумасшедшие метания по комнате в халате, запущенный внешний вид; и все это вместо того, чтобы веселиться за кружкой пива; нелюдимое уединение, пренебрежение всякими внешними приличиями и даже неуважительное отношение к отцу... И на этой ниве бессмысленной и бесполезной эрудиции должные взойти плоды, которые будут питать тебя и твою возлюбленную (Женни фон Вестфален), и собранный подобным образом урожай позволит тебе выполнить твои святые обязанности!?"

Отчаявшемуся умирающему отцу ничего не оставалось, кроме как прибегнуть к сарказму и упрекам по поводу способностей сына тратить деньги:

"Как будто бы мы были сказочно богаты, мой сын, вопреки всем договоренностям, всего за один год потратил почти 700 талеров, в то время как дети самых богатых родителей тратят менее 500. И почему? Я отдам ему должное признанием, что он не распутник и не мот. Но человеку, который каждую неделю открывает совершенно новую систему мироустройства, перечеркивая все то, чем он кропотливо занимался ранее, наверное не до пустяков? Не для него мелочность порядка!? Каждый запускает ему руку в карман, его обманывает всякий кому не лень, но ему все равно, лишь бы не мешали заниматься, и, конечно же, снова выписывается чек."

Бедный обманутый Генрих! Он доверчиво читал письма сына, детально описывающие невероятное количество прочитанных сыном книг, не подозревая, что молодой Маркс проводит большую часть времени пьянствуя в "Профессорском клубе". Вспоминая годы, проведенные в Берлинском университете, куда он перевелся по настоянию отца, Маркс обходит молчанием свои студенческие фокусы с отцовскими деньгами. Бедный старик-отец умер с мыслью о том, что "мой трудолюбивый и талантливый Карл проводит все ночи напролет серьезно занимаясь, подрывая свое умственное и физическое здоровье, отказываясь от всех удовольствий ради изучения абстрактных, возвышенных наук". Так чего же достиг "пчелка" Маркс за зиму с 1837 на 1838 год? Посетил лекции по одному-единственному предмету и оказался замешан в уголовном деле (что ему так и не послужило уроком, впоследствии, с 1842 по 1849 год, у него были проблемы с полицией в разных странах Европы). Всю зиму он проматывал отцовские деньги. За все три семестра, проведенные им в Берлинском университете, он прослушал лекции лишь по семи предметам. На протяжении последующих четырех лет он дополнительно прослушал лекции по шести предметам. Он так и не закончил Берлинский университет. Ему не хватило смелости сдать выпускной экзамен. В 1841 году Маркс закончил Йенский университет со степенью доктора философии (а не юриспруденции, как того хотел его отец). Хотя он никогда не посещал Йенский университет, система, существовавшая в немецких университетах в то время позволила Марксу получить научную степень, представив лишь докторскую диссертацию.

Доходы Маркса: 1844-1848 гг.

В марте 1843 года Маркс потерял работу, однако в июне женился, и не на какой-нибудь пролетарской деве, а на Женни фон Вестфален, своей возлюбленной, дочери высокопоставленного и авторитетного прусского чиновника. Их продолжительный медовый месяц был проведен в турне по Швейцарии, где, как о том впоследствии рассказывала Женни, они попросту раздавали деньги бедным. Мать Женни оставила молодой паре небольшое наследство для этой поездки. Маркс провел следующие несколько месяцев за чтением и написанием статей. Журнал, для которого он писал, вышел одним-единственным номером, который был немедленно конфискован властями, а издание журнала было прекращено и впоследствии не возобновлялось. В конце 1843 года он и его молодая жена отправились в Париж. Жизнь Маркса в тот период мало напоминала полуголодное существование пролетарского философа.

Имеется много данных о финансовом положении Маркса в период с 1844 по 1848 годы. Все эти данные указывают на один и тот же факт: Маркс жил на широкую ногу. Мы попыталтсь, используя отрывочные и иногда противоречащие друг другу сведения, воссоздать как можно более полную картину жизни Маркса в тот период. В марте 1844 года, когда Маркс на протяжении примерно четырнадцати месяцев жил в Париже, его друзья в Германии собрали для него 1000 талеров, что является эквивалентом трехгодичного дохода силезского ткача, работающего 14-16 часов в день.

Вскоре после этого, отмечает Раддац, Маркс получил еще 800 талеров. К этому нужно добавить деньги, полученные им от газеты "Vorwarts" в качестве части ежегодного жалованья размером в 1800 франков, а также 4000 франков, которые он получил от группы кельнских либералов, которым принадлежала безвременно усопшая "Rheinische Zeitung". К этому, по словам Раддаца, следует добавить еще 2000 франков, полученных Марксом за корректуру "Немецко-французского ежегодника". Мы не смогли найти каких-либо подтверждений относительно существования этих 2000 франков и поэтому не будем их считать. Но даже за вычетом этой суммы, денег, полученных Марксом, совершенно правильно замечает Раддац, "ему должно было хватить на несколько лет". Как саркастически отмечал в 1844 году в одном из своих писем Арнольд Руге: "Жена подарила Марксу хлыст для верховой езды, ценой в 100 франков, а он, бедняга, не только не умеет ездить верхом, у него и лошади-то нет. Ему хочется иметь все на свете — карету, модную одежду, цветник, новую мебель с выставки, разве только не луну".

Маркс в Бельгии

Маркса выслали из Парижа в начале 1845 года. Он уехал в Бельгию, где в течение нескольких месяцев клянчил деньги на дело революции. Как и следовало ожидать, в последующие три года, проведенные Марксом в Брюсселе, он нигде не работал. Однако деньги продолжали поступать, в основном подарки и пожертвования. В декабре 1844 года Маркс получил гонорар в 1000 франков за публикацию "Святого семейства", написанного вместе с Энгельсом.

Энгельс также отдал Марксу аванс, полученный им в мае за книгу "Положение рабочего класса в Англии". От его кельнских друзей ему пришло еще 750 франков. Он также получил аванс за книгу, которую он так никогда и не написал. Издатель совершил трагическую финансовую ошибку. После подписания предварительного контракта с Марксом, согласно которому Маркс должен был получить 1500 франков по окончании рукописи и еще 1500 франков после ее публикации, издатель разжалобился по неизвестной причине и уплатил Марксу аванс в 1500 франков спустя всего несколько месяцев после подписания контракта. В течение нескольких последующих лет он требовал либо возврата аванса, либо рукопись, но не добился ни того, ни другого. В ноябре 1847 года Маркс также занял 150 франков у мужа своей сестры, причем никаких сведений о том, что он вернул эти деньги не имеется. В письме Энгельсу, написанном в 1847 году, Маркс снова касается одной из постоянных тем их переписки — денег.

Известно, что в марте 1848 года Маркс получил 6000 франков из наследства, оставленного ему отцом. Отец его умер в 1838 году, но вплоть до 1848 года Марксу не удавалось убедить мать и своего дядю, Леона Филипса, передать ему деньги, оставленные отцом. Роберт Пейн утверждает, не приводя тому никаких достоверных свидетельств, что Маркс немедленно потратил 5000 франков на покупку оружия бельгийским рабочим. Я не обнаружил никаких данных, подтверждающих этот факт, который, кстати, не упоминается ни в одной из широко известных биографий Маркса. Если этот факт действительно имел место, то это был самый "немарксистский" поступок Маркса за всю его жизнь. Доподлинно известно лишь то, что Маркса выслали из Бельгии через неделю после публикации "Манифеста Коммунистической партии", и то, что, по-видимому, к тому времени у Маркса опять кончились деньги. Скорее всего, мы так и не узнаем, какая судьба постигла наследство, оставленное ему отцом.

Если суммировать его общие доходы в период с 1844 года до начала 1848 года, эта сумма составит 15000 франков, плюс 1800 талеров, плюс деньги, полученные Энгельсом за его книгу "Положение рабочего класса в Англии". Совсем неплохо для безработного профессора!

Образ жизни

Возникает очевидный вопрос: а какой была покупательная способность этих денег? Солидной. Статистические данные того времени не особенно надежны, однако и они позволяют нам сделать примерную оценку без большой потери точности. Опрос, проведенный в феврале 1848 года, в самом начале революции, показал, что средний заработок парижского рабочего составлял чуть менее 4 франков в день, или примерно 1250 франков в год, если тот работал без перерывов 6 дней в неделю, 52 недели в году. Таким образом, менее чем за год своего пребывания в Париже Маркс получил примерно 6800 франков и 1800 талеров, что было в шесть раз больше заработка среднего парижского рабочего (даже если не считать 2000 франков, полученных им за корректуру), и ему не пришлось работать 52 недели, чтобы получить эти деньги.

Какова была стоимость жизни в Париже в то время? Опрос, проведенный в 1845 году, показал, что минимальные расходы бездетной семьи, живущей в то время в Париже, составляли примерно 750 франков в год. В 1844 году у Маркса был всего один ребенок, так что если бы его расходы вдвое превышали эту цифру, то он все равно не умер бы с голоду. Его доходы в 1844 году в 10-11 раз превышали прожиточный минимум средней парижской семьи.

Рассмотрим эти цифры применительно к сегодняшней статистике доходов населения США. Во-первых, надо отметить тот факт, что в 1844 году не было никаких подоходных налогов. Налоги вообще были чрезвычайно низки и весьма далеки от сегодняшних двузначных цифр. Таким образом, если учесть, что в 1995 году американская семья из трех человек с общим годовым доходом в 8500 долларов находилась ниже уровня бедности, и если предположить, что средняя семья, находящаяся ниже уровня бедности, тратит все, что получает (т.е. не делает сбережений), то получается, что в 1844 году семья Маркса потратила по сегодняшним меркам 85.000 долларов после уплаты налогов, причем до уплаты налогов доход семьи Маркса по сегодняшним стандартам составлял, по крайней мере, 125.000 долларов. Живи Маркс сегодня в США, его семья принадлежала бы к 2% самых богатых семей Америки. Причем при оценках уровня бедности в США не учитываются бесплатные талоны на питание, бесплатное образование, медицинское обслуживание и другие социальные блага. Если включить все это в подсчеты уровня бедности, то эта цифра для американских семей в 1985 году составила бы более 10.000, а не 8.500 долларов. Это означало бы, что Маркс в 1844 году потратил 100.000 долларов после уплаты налогов. Лишь очень немногие американцы имеют такие доходы.

С другой стороны, предположим, что негритянские семьи в США получают самые низкие доходы. В 1995 году средний доход негритянской семьи после уплаты налогов составил 16.000 долларов. Семье Маркса, имевшей доход (после уплаты налогов), в 6 раз превышавший доход средней рабочей парижской семьи, неплохо жилось бы в сегодняшней Америке. Доход, в шесть раз превышающий доход средней негритянской семьи в США, составил бы в 1995 году 96.000 долларов. Доходы средней американской семьи с двумя детьми составляют менее 28000 долларов после уплаты налогов. Если умножить это на шесть, то доходы семьи Маркса составили бы 168.000 долларов.

Короче говоря, Маркс не был голодающим пролетарием. Согласно всем возможным стандартам, он был богатым человеком.

Насколько мне известно, я был первым исследователем, собравшим хотя бы предварительные и обрывочные данные относительно доходов рабочих семей и стоимости жизни в Париже в те времена, для того чтобы сравнить доходы Маркса с доходами среднего рабочего. Несомненно, и у других хватит ума сделать то же самое. Проблема лишь в том, что многим исследователям марксизма просто лень этим заниматься, а также в том, что это похоронило миф о бедности, безжалостно преследовавшей Маркса всю его жизнь. Все эти факты бросают тень сомнения на его стремление изобразить себя Прометеем, служащим интересам европейского пролетариата.

Серьезные финансовые затруднения начались для Маркса в 1848 году, но к этому времени философия диалектического материализма и экономического коммунизма уже созрела в его голове. Другими словами, свое учение он выработал в годы изобилия и достатка. Он начал играть роль самозваного "выразителя интересов пролетариата" до того, как оказался в по-пролетарски тяжелом финансовом положении и то по собственной вине. Но в отличие от пролетариев, Маркс после 1844 года почти нигде не работал, а на работе, полученной им в Париже, он удержался менее года.

В 1848 году Маркс вернулся в Кельн, где в июне начал публикацию еще одной газеты "Neue Rheinische Zeitung". В феврале следующего года он был обвинен в подрывной деятельности, но суд оправдал его. А уже в мае он опубликовал подстрекательский "красный номер" своей газеты, примечательный тем, что напечатан он был красной типографской краской. Он знал, что его скоро вышлют из страны, и ему было наплевать. Он уехал во Францию, откуда его выслали спустя три месяца, в августе 1849 года. Оттуда он уехал в Лондон, который, наряду со Швейцарией, служил в то время приютом для большинства радикалов XIX столетия, спасавшихся от преследований после революций 1848-1850 годов. В Лондоне, городе изгоев, Маркс и провел большую часть своей оставшейся жизни.

Годы финансовых трудностей: 1848-1863

Благодаря именно этому периоду своей жизни (1848-1863) Маркс и приобрел репутацию человека бедного и страждущего, репутацию, которой он прежде всего обязан своим нежеланием где-либо работать. Он уморил голодом троих своих детей, жил в ужасающей нищете и перебивался подачками от Энгельса и гонорарами за статьи, которые он (или Энгельс под его именем) писал для газеты Горация Грили "New York Daily Tribune". (От РП: Но этих подачек и доходов Маркса было вполне достаточно, чтобы не жить в нищете если не сорить деньгами. Сбережений из своих очень высоких доходов "величайший экономист" не додумался оставить. Доход слуги тогда составлял 20 фунтов в год, повара 35 фунтов  http://www.census-helper.co.uk/victorian-life/)

В 1861 году Марксу пришлось особенно тяжело. Гражданская война в США внесла сумятицу и неразбериху в английский хлопковый рынок, так как Юг ввел эмбарго на экспорт хлопка в Англию в напрасной надежде на то, что подобный акт заставит английских промышленников и рабочих оказать давление на правительство Ее Величества в целях официального признания независимости Юга. Единственным источником доходов Энгельса была работа на фабриках отца: он работал в манчестерском отделении отцовской промышленной компании. Доходы Энгельса резко сократились в результате экономического спада, вызванного гражданской войной в США, и в течение трех лет он был не в состоянии оказывать Марксу какую-либо значительную помощь. Одновременно "Tribune" прекратила печатать статьи Маркса о европейских событиях, чтобы отвести как можно больше места для освещения событий гражданской войны. Таким образом, Маркс лишился двух главных источников своих доходов и залез в долги.

Трудности и лишения, испытанные Марксом за эти три года, достигли наивысшей точки и толкнули его на следующую крайность: впервые за много лет он занялся поисками работы. Он попытался получить должность клерка на одной из железнодорожных станций. Как он откровенно писал впоследствии Кугельману: "...из-за своего плохого почерка я не получил этого места". Любой, кому когда-либо довелось видеть почерк Маркса, может лишь посочувствовать лондонским железнодорожным клеркам и доктору Кугельману. Маркс решил не продолжать поисков работы.

Невозможно отрицать тот факт, что в те годы семья Маркса жила в ужасающей бедности. Но учебники истории редко упоминают о том, что причиной тому было нежелание Маркса работать. "Ничто человеческое мне не чуждо", — однажды написал Маркс, цитируя римского драматурга Теренция и провозглашая свою приверженность гуманистическим идеалам. Да, ничто человеческое не было чуждо Марксу, кроме постоянной занятости. В 1864 году он безрассудно растратил целое состояние: деньги, пожертвованные ему Энгельсом, наследство, оставленное матерью, и огромное наследство, оставленное ему Вильгельмом Вольфом. В 1865 году, когда он снова был на мели, ему представилась возможность раз в месяц писать финансовую заметку о событиях на денежном рынке. Он отказался, даже не объяснив почему.

Карл и Женни Маркс просто не умели толком обращаться с деньгами. Три фактора в какой-то мере облегчали их финансовое положение в этот самый тяжелый период их жизни. Первым фактором была Елена (Ленхен) Демут, экономка Маркса. С детских лет она была служанкой в доме фон Вестфаленов, и мать Женни отослала ее к молодой паре в 1846 году. Она оставалась с семьей Маркса до самой его смерти в 1883 году. Как показано в биографии Маркса, написанной Пейном, она была хранителем семейной казны и старалась хоть как-то упорядочить семейные финансы. В 1851 году она родила Марксу внебрачного сына, о существовании которого Маркс не упоминал, боясь повредить своей репутации в революционных кругах Лондона; это лишь один из фактов, неизвестных ранее и впервые изложенных в книге Пейна.

Наследства

Вторым фактором было наследство, полученное Марксом от матери в начале 1861 года (мать еще была жива). Мать уплатила все долги Карлуши и дополнительно к этому, через исполнителя ее завещания, своего дядю Леона Филипса (Леон Филипс, дядя Маркса, был основателем одной из богатейших промышленных компаний Европы, Филипс Электрикал Компани), очень преуспевающего промышленника, Маркс получил 160 английских фунтов стерлингов. Часть этой суммы он потратил на турне по Европе. Наконец, в 1863 году Энгельс собрал из разных источников 125 фунтов стерлингов для помощи Марксу. (От РП: в годы кризиса доход среднего ткача в промышленности составлял 2 шиллинга, то есть 0.1 фунта в день за 12 часов работы, это 30 фунтов в год, в удачные годы зарплата квалифицированного рабочего составляла 45 фунтов)

Именно тогда Энгельс поссорился с Марксом, единственный раз за всю их долгую дружбу. В январе умерла жена Энгельса, Мери Бернс, и он написал Марксу письмо, полное горести и отчаяния. Маркс в своем ответном письме посвятил два коротких предложения выражению соболезнований, а затем длительно и детально описал свои финансовые трудности. Энгельс был разъярен и потребовал у Маркса извинений, и Карл, может быть единственный раз за свою сознательную жизнь, извинился перед человеком, не принадлежавшим к кругу его семьи. Энгельс отослал ему деньги, и основоположники марксизма помирились.

В конце 1863 года умерла мать Маркса. Его доля наследства, за вычетом уже полученного аванса, составила меньше 100 фунтов стерлингов. Он получил эти деньги в начале 1864 года. Этого было достаточно, чтобы "хотя бы немного облегчить финансовые трудности, одолевавшие Маркса". А затем на Маркса обрушился шквал пожертвований. Малоизвестный последователь Маркса Вильгельм Вольф, один из восемнадцати первоначальных членов "Союза справедливых" (1846), умер и оставил Марксу огромное по тем временам наследство размером в 824 фунта стерлингов. Маркс впоследствии посвятил Вольфу свой "Капитал". В сентябре Энгельс стал полноправным партнером в компании своего отца и более благосклонно отнесся к требованию Маркса об уплате якобы причитавшихся ему 40 фунтов стерлингов (Энгельс был исполнителем завещания Вольфа).

Когда я впервые занялся изучением финансовых дел Маркса (еще до публикации очень ценной в этом отношении биографий Маркса, написанной Пейном), я заинтересовался тем, как доходы Маркса соотносились с доходами его современников. Ни один из биографов Маркса, за исключением Пейна, не задавался этим, на мой взгляд, фундаментальным вопросом. Профессор Боули подсчитал, что в 1860 году доходы английского сельскохозяйственного рабочего, относящегося к 10% населения Англии, находящегося в самом низу имущественной пирамиды, составляли 30 фунтов стерлингов ежегодно. Средний годовой доход рабочего составлял примерно 45 фунтов стерлингов. Для 10% населения Англии, находившихся на самом верху имущественной пирамиды, это число составляла 70 фунтов стерлингов. Доходы, полученные семьей Маркса в 1863 году, позволяют отнести их к 5% самых богатых жителей Англии! Такова была сумма, присланная Марксу Энгельсом, для того чтобы "хотя бы немного облегчить финансовые трудности, одолевавшие Маркса". Его доходы в следующем (1864) году были в двадцать раз выше доходов среднего английского рабочего.

Дешево досталось — легко потерялось

Невероятно, но в марте 1865 года семья Маркса снова бедствовала. В июле 1865 года Маркс написал письмо Энгельсу, в котором снова просил денег и утверждал, что уже более двух месяцев находится в долгу у ростовщиков. Кугельман в октябре того же года получил письмо, содержавшее следующие строки: "Мое материальное положение вследствие моей продолжительной болезни и крупных издержек, которых она потребовала, так ухудшилось, что мне в ближайшем будущем предстоит финансовый кризис, а это, помимо непосредственного влияния на меня и семью, было бы для меня губительным и в политическом отношении, так как здесь, в Лондоне, приходится поддерживать известный декорум". Сдается мне, что либо революционные круги Лондона были заражены буржуазной моралью, либо господин Маркс вращался в великосветских кругах. Маркс в том же письме просит Кугельмана найти ему кого-нибудь, кто согласился бы одолжить ему деньги из 5 или 6%, потому что, как он повествует далее: "Я плачу теперь 20-50% за мелкие суммы, которые занимаю, но при всем том я не могу отсрочить дольше требований моих кредиторов, и мне предстоит поэтому полный крах". Маркс, создатель экономического учения, имевшего своей целью осчастливить весь рабочий класс, был никудышным финансистом.

Так куда же уплыли все эти деньги? Книга Пейна содержит ключ к разгадке этой тайны. В письме к своему дяде Леону Филипсу (июнь 1864 года) Маркс с гордостью пишет о том, что его удачные махинации на фондовой бирже принесли ему 400 фунтов стерлингов прибыли. А уже 4 июля 1864 года он пишет Энгельсу, прося последнего выплатить ему все остальные деньги из наследства Вольфа: "Если бы у меня в распоряжении были деньги в последние десять дней, я мог бы выиграть много денег на здешней бирже. Теперь опять настало время, когда при уме и некоторых средствах в Лондоне можно "заработать". К сожалению, Маркс забыл, что на бирже можно не только "заработать", но и проиграться. Хотя точных данных на этот счет не имеется, азартные биржевые игры, которым предавался основатель марксизма, возможно, и были причиной его финансовых затруднений.

Непролетарские хоромы

Расходы, как нам известно, растут одновременно с доходами. Получив небольшое наследство, оставленное матерью, Маркс вместе с семьей перебрался в новый дом в марте 1864 года, незадолго до того, как стало известно о наследстве, оставленном ему Вольфом. Это дает основание отнести семью Маркса к верхним слоям среднего класса английского общества. Описание дома Маркса, а также фотография этого дома, содержащиеся в книге Пейна, говорят о многом: "Никому из посетивших этот новый особняк на Мэйтлэнд Парк Роуд и в голову не пришло бы назвать его домом рабочего. Он отличался просторностью и изысканностью, с карнизами над окнами и элегантными коринфскими колоннами на верхней площадке лестницы, с маленькой розовой клумбой перед входом и несколько большей клумбой с тыльной стороны. Как и все лондонские дома с колоннами, он производил впечатление сытого достатка. Такой дом мог принадлежать доктору, мировому судье или бизнесмену, работающему в Сити".

Карл Маркс прожил в этом доме до 1875 года, когда он перебрался в другой дом, очень похожий на дом на Мэйтлэнд Парк Роуд (этот второй дом Маркса был разрушен во время второй мировой войны). Женни, его жена, устроила костюмированный бал в их новой резиденции в октябре 1864 года, за этим балом последовали другие, что было еще одним фактором, расстраивавшим финансы мужа. Без сомнения, Карл и Женни решили тряхнуть стариной и вспомнить о своей богатой молодости. Обитель, выбранная Марксом, несомненно, служит подтверждением замечания, сделанного когда-то Логаном Пиерсалем Смитом: "Все реформаторы, как громко бы они не заявляли о социальной справедливости, неизменно живут в роскошных домах".

Пенсия, предоставленная Энгельсом

Когда Энгельс решил продать свою долю в семейном предприятии в 1869 году, он написал Марксу, спрашивая, сколько тому потребуется денег, чтобы рассчитаться со всеми своими кредиторами. Маркс ответил, что его долги составляют 210 фунтов стерлингов, "из которых примерно 75 фунтов должны быть уплачены за вещи, заложенные в ломбард, и проценты по займам". В июле 1869 года Энгельс рассчитался с отцовской компанией, уплатил все долги Маркса и начал выплачивать Марксу пенсию размером в 350 фунтов стерлингов в год. Однако Маркс утверждал, что даже эта довольно крупная сумма денег не была достаточной для безбедного существования. За год до этого в письме Кугельману Маркс сделал следующее совершенно невероятное заявление: "Само собой разумеется, что вопрос о переезде из Лондона в Женеву я обдумывал не только сам и со своей семьей, но и обсуждал его не один раз с Энгельсом. Здесь я должен расходовать ежегодно 400-500 фунтов стерлингов, в Женеве я мог бы жить на 200".

Доходы Маркса, согласно расчетам профессора Боули, в пять раз превышали доходы наиболее высокооплачиваемых 10% английских рабочих. Согласно данным, представленным Р.Бакстером Лондонскому Статистическому Обществу в 1867 году, доходы, которыми в тот год располагала семья Маркса, позволяют отнести их к 120.000 самых богатых семей Англии и Уэльса. Примерно 5,1 миллионов семей Великобритании уступали семье Маркса по уровню доходов. Пенсия, которую Энгельс начал ежегодно выплачивать Марксу в 1869 году, вообще позволяет отнести последнего к 2% населения Великобритании, находившимся на самом верху имущественной пирамиды.

Короче говоря, Марксу, для того чтобы избежать страданий и лишений, мало было дохода, превышавшего доход 98% населения Великобритании, страны, бывшей в то время самой богатой страной мира в расчете на душу населения. Однако многие биографы придерживаются весьма странных мнений о его финансовом положении. Вот что говорится в одной из биографий Маркса: "Его заботам и лишениям был положен конец лишь в 1869 году, когда Энгельс продал свою долю в хлопкопрядильной фабрике отца и начал выплачивать Марксу скромную ежегодную пенсию". Скромную?! Вот так история переписывается заново.

Легенда продолжает жить

Теперь нам известно достаточно фактов, чтобы не принимать миф о бедствующем Марксе за чистую монету. Он прожил в бедности лишь 15 лет из своей 65-летней карьеры, основной причиной тому было его нежелание работать и хоть как-то использовать свою докторскую степень. Его экономические воззрения сформировались в основном до того, как он начал испытывать материальные затруднения, а главный труд его жизни, "Капитал", опубликованный в 1867 году, был завершен в годы изобилия и достатка. Жизнь Маркса противоречит его доктрине экономического детерминизма. Философ-экономист, проповедник пролетарской революции, "красный профессор из Сохо", который провел в этом бедном районе Лондона лишь 6 лет своей жизни, принадлежал к богатым слоям английского общества на протяжении последних 20 лет своей жизни. Но все никак не мог свести концы с концами.

С тех пор мало что изменилось, по крайней мере, в одном отношении. Самозваные марксисты встречаются гораздо чаще в богатых частных университетах, чем в "пролетарских" мастерских Детройта или Чикаго. Сытым и довольным жизнью буржуазным интеллектуалам гораздо ближе идеи Маркса и Энгельса, чем сегодняшнему промышленному пролетариату. Идеи Маркса были рождены в университетской среде, взлелеяны в годы добровольного отказа от какой-либо трудовой деятельности и достигли своего расцвета в годы роскоши и достатка, вдалеке от забот и тягот пролетарской жизни.

Карл Маркс положил начало и в интеллектуальном, и в финансовом отношении сегодняшнему поколению сытых и высокооплачиваемых буржуазных интеллектуалов. Жизнь Карла Маркса — свидетельство провала скверных идей: экономист, не умевший экономить; революционный организатор, чьи организации неизменно разваливались; секуляризованный пророк, пророчества которого не сбылись; борец за свободу и независимость, проживший всю жизнь на деньги Энгельса и не вылезавший из долгов; самозваный выразитель интересов рабочего класса, не проведший и часа своей жизни за ручным трудом; изобретатель теории о неизбежности революций в высокоразвитых индустриальных странах, которые в конце концов произошли в отсталых аграрных странах; человек, предсказывавший отмирание государства, идеи которого разожгли костер имперских амбиций. Никто, кроме буржуазных интеллигентов, пасторов-еретиков и людей, жаждущих неограниченной власти (кстати, таких людей Маркс ненавидел, потому что сам был таким и терпеть не мог соперников), не воспринимает идеи Маркса всерьез.

Довольствуясь благами, предоставляемыми этим самым буржуазным строем, в течение всей своей жизни Маркс беспощадно критиковал экономические структуры, которые давали ему возможность заниматься подобной критикой. Он набрасывался с резкой критикой на "буржуазный либерализм", а ведь благодаря этой атмосфере либеральных взглядов и широты мышления, благодаря интеллектуальной свободе, являвшейся результатом "буржуазного либерализма", Маркс не был посажен в тюрьму, а его книги сожжены, чтобы другим было неповадно. Не предоставь ему буржуазный Лондон убежища, где он мог бы жить и работать, мы так никогда и не услышали бы об этом третьесортном философе-материалисте и классическом экономисте еще меньших достоинств. Одним словом, Маркс провел свою жизнь яростно распиливая сук, на котором сидел. От марксизма не осталось ничего, кроме безудержной жажды власти.

Ленинский фактор

Мнение о значении Маркса в истории человеческой мысли неразрывно связано с мнением о значении в ней Ленина. Если бы октябрьский переворот 1917 года, возглавленный Лениным, окончился провалом, имя Маркса было бы сейчас известно лишь специалистам по истории социологии и узкой группе специалистов по истории профсоюзного движения XIX века и истории российской общественной мысли, и еще более узкой группе специалистов по истории материалистической гегельянской философии XIX века. Например, немецкий философ Вильгельм Виндельбанд посвятил Марксу и Энгельсу лишь две короткие биографические заметки и неполный абзац текста в своей книге "История философии", написанной в 1901 году.

Вплоть до 1917 года влияние марксизма оставалось очень ограниченным, особенно в США. Если бы не Ленин, Марксу были бы посвящены не библиотеки, полные книг, а редкие подстрочные примечания.

Однако и Европа была немало удивлена успеху революции, возглавленной Лениным. Приходит на ум высказывание господина Шобера, полицейского офицера невысокого ранга, ставшего впоследствии канцлером Австрии. Людвиг фон Мизес рассказывает следующее о его реакции на события в России: "В конце 1915 года он доложил полицейскому руководству о своих сомнениях относительно того, что в России может произойти революция. "Кто же будет совершать эту революцию? Уж не тот ли господин Троцкий, который имел обыкновение читать газеты в "Cafe Cental"?"

Современные интеллектуалы, которые с неизменным уважением относятся к победителям войн и радикальным группам — организаторам кровавых революций по свержению власти — посмертно возродили научную репутацию Маркса. Короче говоря, не будь Ленина, мы бы никогда не узнали о существовании Маркса. Полки книг, посвященных Марксу, были бы посвящены другой теме. Победи немцы во второй мировой войне, будьте уверены, что многие из этих полок в западных университетах были бы заполнены книгами, восхваляющими созидательный гуманизм и глубоко продуманное экономическое планирование, свойственные нацистскому социализму. О том, как восторженно относились западные ученые и политики к нацизму в 1930-х годах, включая известного английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса. Не говоря уже об американских бизнесменах, которые вели оживленную торговлю с нацистами, не пишется в сегодняшних учебниках по истории. А почему? Да потому, что Гитлер проиграл.

Заключение

Как можно подвести итог жизни и деятельности человека, чьи идеи после его смерти изменили ход мировой истории? Как разобраться в том, что им двигало? Историк Дональд Тредголд впервые задался этим вопросом, и, признавая тот факт, что однозначного ответа на него быть не может, тем не менее указал на документ, проливающий, по его мнению, свет на то, в чем Маркс видел смысл своей жизни. В 1865 году, за два года до выхода в свет "Капитала", Маркс написал следующие слова в анкете, которую его попросили заполнить близкие:

Ваше представление о счастье — борьба Ваше представление о несчастье — подчинение Ваша отличительная черта — единство цели

Дает ли это ответ на вопрос: кем же был Маркс? Да, дает, в том смысле, что из этих слов видно что великий революционный мыслитель всю жизнь занимался самообманом. Боролся ли он? Да, боролся, но не с ведущими "апологетами капитализма", а с неизвестными (и тогда, и сейчас) и посредственными немецкими идеологическими противниками.

Смирился ли он? Всю жизнь он смирялся с положением "содержанки" Энгельса. Когда у него родился сын от внебрачной связи со служанкой жены, Еленой Демут, у Маркса не хватило смелости признать, что он отец ребенка, или хотя бы разрешить матери оставить ребенка в доме Марксов. Он боялся пойти наперекор внешней чопорности революционных кругов того времени, боялся он и ревности жены. Он заставил Елену Демут отдать их ребенка нищим приемным родителям. С 1883 года, в котором умер Маркс, до ее собственной смерти в 1890 году. Елена Демут оставалась экономкой Энгельса, и многие думали, что отцом ее незаконнорожденного ребенка был именно он."

Сохранил ли он единство цели? После 49 лет он не написал ни единой книги, зарывшись вместо этого в чтение объемистых и никак не связанных между собой материалов, — возвращение к привычкам своей молодости, когда он читал целыми днями (в перерывах между ночными пьянками в местной таверне), но никак не мог набраться смелости, чтобы сдать экзамен на получение докторской степени в Берлинском университете. Одним словом, его надменность и привычка считать себя Прометеем были самообманом. Однако он был неплохим актером и сумел надуть большое количество его тогдашних и нынешних почитателей в среде буржуазной интеллигенции. Они приняли его словесную напыщенность за чистую монету.

Гэри Норт (Gary North), профессор истории Калифорнийского университета

От РП: Марксистам-буратинкам большой привет.

То, что Маркс - напыщенное ничтожество с мессианскими амбициями ни для кого, кто в теме, давно не секрет. В статье собраны, в общем-то известные желающим знать данные. Профессиональный паразит и шарлатан создал и такое же "нью-эйдж" шарлатанское учение, мимикрирующее под науку. Но наукой оно не было с самого начала, это эклектика, конспект мыслей других, в основном третьесортных философов его современников. В СССР был целенаправленно создан миф о нищем философе, который пожертвовал всем для счастья человечества. Это миф, реальный Маркс после 49 лет не написал ни одной книги и судьба человечества его нисколько не заботила. Он был забыт ещё при жизни и если бы не большевики, о "передовом учении" никто бы сейчас и не слышал.  Верующим в маркса идиотам хоть в глаза плюй, они всё равно будут визжать "но Маркс-то прав", как водится без всяких доказательств и обвинять окружающих в непонимании ихнего священного писания.

Из книги Пейна "Неизвестный Маркс", где приводятся его письма и записи, "почему-то" не публиковавшиеся в СССР: 8 марта 1858 года: «Весьма радостное событие. Вчера нам сообщили о смерти 90-летнего дяди моей жены. Моя жена получит приблизительно сто фунтов стерлингов; могло бы быть и больше, если бы старый пёс не оставил деньги экономке». 

О матери: «Два часа назад пришла телеграмма, что моя мать умерла. Судьбе было угодно забрать одного члена моей семьи. Я был уже одной ногой в могиле. Но в данных обстоятельствах я нужен больше, чем старуха. Я должен поехать в Трир по делам наследства».

Текущая Ситуация: 

Комментарии

Будь само учение более научным и более полезным для реального мира - можно было бы и закрыть глаза на личные причуды и пороки его основателей (как в случае великих поэтов и прочих творцов).
Но т.к. марксизм уже давно стал подобием секты, то мало надежд и на то, что "житие" самого Маркса сподвигнет сектантов к каким-то переосмыслениениям: практически все секты создавались и создаются по сей день людьми не самыми симпатичными. Но адептов это почему-то не останавливает...
И тут у "буратинок", думаю, готов ответ: " В бессильной злобе агенты мирового империализма тщатся запятнать имя основоположника Единственно Верного Учения". :-))

Что до роли Ленина и большевиков в "раскрутке" марксизма, то тут всё весьма печально и поучительно. Вспомним про то, как упорно использользовался в борьбе против СССР один и тот же тезис. И западная пропаганда устами своих "левых", и внутренние противники (от троцкистов до эльфов-диссидентов) твердили о том, что "советы извратили и предали Маркса". Какую-то роль в гибели страны эти заклинания сыграли тоже. Вот хороший пример того, как создаваемые нами химеры душат нас же самих...

Что интересно, настоящие учёные Адам Смит и Давид Рикардо, у которых Маркс утащил большую часть своих экономических изысков, в жизни были очень достойными людьми. Смит славился честностью и порядочностью, был всеобщим любимцем и одним из главных шотландских просветителей, преподавал несколько предметов в разных университетах. Рикардо был очень талантливым бизнесменом и вёл себя сильно и достойно, отец с детства не давал ему денег, а только долю от того, что он заработает. К 20 годам у Давида было 800 фунтов, которые он расходовал очень разумно. В юности он, иудей, влюбился в бедную англичанк и принял англиканство, чтобы жениться на ней. Семья отказалась от него, лишив наследства, всю жизнь родители с ним не общались. Из своих 800 фунтов Рикардо сделал миллионное состояние. Пользовался большим уважением в обществе. Видимо, по его примеру Маркс, считавший себя экономическим гением, начал играть на бирже. 

Почти во всём согласен с Вами, Михаил, но вопросы остаются. Почему теория Маркса-Энгельса завладела умами российских и не только социал-демократов в конце 19 века?

Дальнейшее - более-менее понятно. Да, согласен, что с самого начала революции 1917 года всё пошло "не в соответствии". Да, те люди реально считали эту теорию правильной, а 5-7 лет (ну, не переросла революция в мировую) - это не срок. Где-то в середине 20-х Сталин начал понимать, что теория "не совсем", но вряд-ли мог это сказать открыто - не те времена были. К этой теме он смог вернуться в 50-х (вспомните его фразу "Без теории нам смерть"). Но и здесь то ли не смог, то ли не успел.

К чему всё сказанное. Да, теория Маркса-Энгельса безнадёжно устарела. а вот исторически, как попали в такую яму на 100 лет, и почему выбраться из неё не смогли, заслуживает изучения.

P.S. Может быть, я и не прав, но "влететь в подобную яму" можно всегда. Вспомните "Марсианина", там наши "параллельные" даже и не представляли то, что призошло. "Фантастика- это лаборатория историка" - не помню, чьё это.

Вероятно, причин популярности Маркса в России 19 века много: и извечное русское стремление "искать основы" (марксизм даёт такую иллюзию), и убежденность в собственной отсталости (евроцентризм), и жажда справедливости.

Осознание истинной цены марксизма, думаю, пришло гораздо раньше середины 20-х. Ведь даже ленинский лозунг "союза рабочих и крестьян" суть ересь с точки зрения марксизма.

Убежденность в собственной отсталости типична для одной группы населения - для интеллигенции. Показателен и мем "западный университет" в тексте автора (поясню: университеты к западу от России изначально были богословские, а в России они появлялись сразу как естественнонаучные примерно в одно время с другими странами к западу от России).
Европоцентризм (нытье "Россия - это не "европа"") типичен для одной группы населения - для интеллигенции. Показательно то, что в Классификаторе стран мира, утвержденным Правительством РФ, Россия включена в макрорегион Европа.

Полностью с Вами согласен.
Но ведь и продвижением марксизма в России изначально занималась именно интеллигенция.

Перед тем как полностью с кем-то соглашаться, вы ознакомьтесь сначала, что такое университет, от чего происходит слово "университет", и чем изначально университеты отличались от других учебных заведений. А то вы, из-за своей ненависти к интеллигенции, еще поверите, что Коперник и Ньютон появились одновременно с Ломоносовым. Ваша ненависть к интеллигенции мне вполне понятна, тем не менее, не стоит из-за этого впадать в темное невежество, не зная даже самых элементарных вещей.

Университет - от слова "универсум" - совокупный. Представлял собой исходно совокупность различных профессорских школ, как правило исходно созданных при соборах и епрископатах. Когда их собрали вместе, оное стало называться университетом. То есть это исходное значение слова - именно совокупность школ, а не универсальность предметов.

Образовались они существенно раньше 18 в. Болонья - 11 в, Сорбонна - 12. Сорбонна (исходно - Парижский Университет) - классическая богословская школа, опора папства во Франции, да, в принципе, можно сказать и в Европе. Подчинялась епископу. Вообще появилась из нескольких объединённых соборных (при церковных соборах) богословских школ. Славилась своими упоротыми схоластами. Само название Сорбонна происходит от имени настоятеля богословского колледжа, который в 13 веке присоединил прото-университет (совокупность богословских школ Латинского Квартала называвшихся Университетом, но бывших фактически независимыми) к своему заведению.  В 13 в. в Парижском Университете окончательно формируются 4 факультета (до этого - практически исключительно богословие) - богословие (самый крупный), каноническое (церковное) право - то есть подвариант богословия, медицины, очень сильно отличающейся от значения, принятого ныне и вольных искусств: грамматики (для обеспечения теологии и государственной службы), диалектика (искусство аргументации) и риторика (искусство речи), арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Сначала изучали на базовом (младшем) факультете вольные искусства (что толку обучать теологии, если студент читать почти не умеет), а затем шла специализация - теология (богословие), церковное право, медицина. Эксперимент отвергался принципиально (схоластическое доминирование). То есть исходно наукой там не пахло. Профессорам платила церковь :)

Болонья была посвободнее, там изучали в дополнение к церковному римское право, его исходной специализацие было более право, но право особенное - обосновывающее право Папы Римского на власть :) Опять же, науки там тоже как таковой не было, разве что искусство обоснования законов и ссылок на соответствующие тексты. Образование было фактически в руках руководства монашеских орденов - доминиканцев и францисканцев. Университеты открывались решением Папы и контролировались его представителем.

Всё остальное было потом. Существенно позже. Известные ж факты.

"университеты к западу от России изначально были богословские, а в России они появлялись сразу как естественнонаучные примерно в одно время с другими странами к западу от России)."
============================
Да что вы говорите! В западных университетах, несмотря на то, что само слово "университет" происходит от слова "универсум", до середины 18-го века изучалось одно только богословие, а до этого времени не было на Западе таких личностей, как Коперник, Фрэнсис Бэкон, Декарт, Ториччелли, Галилей, Кеплер, Ньютон, Лейбниц, Бойль, Мариотт, Кардано, Виет, Непер, Ферма, Лопиталь или Гарвей? Какой широкий у вас кругозор. О сколько нам открытий чудных....
Вы все-таки, перед тем, как просвещать народ, ознакомьтесь, сначала, с самой краткой историей наиболее известных европейских университетов, и узнайте, к примеру, что в Сорбонне, еще в 13-м веке кроме теологического факультета были факультеты вольных искусств, права и медицины. И что вообще, главным отличиеи университетов от монастырей было обучение наукам, философии, логике и математике.

Сорбонна (исходно Парижский Универсум) - исходно именно богословское заведение, появившееся из объединения соборных школ. Исходно в течение нескольких десятков лет была исключительно теология, потом из-за чрезвычайно низкого стартового уровня студентов появилось нечто вроде подготовительного отделения, ставшего потом Факультетом вольных искусств, он был вообще базовым, на теологический или канонического права (по сути, тоже теологический) и появившийся заметно позже медицинский можно было поступить исключительно после базового курса. Появился Парижский Универсум не в 13, а в 12 в и, в принципе, даже конце 11 - объединения школ были нестабильны. Никаким наукам там и близко не учили, если не считать таковой арифметику и бредового вида изложения астрономию с плоской Землёй. Всё остальное, про что Вы говорите - было существенно позже. Выделение философии как науки, формирование формальной логики (до этого ее объединяли с диалектикой - искусством аргументации) и всего прочего - всё это существенно позже. Эти процессы взяли начало где-то в 13 в и оформились к 15, но Сорбонна - это существенно раньше и исходно - именно богословие.

Теологическое происхождение ведущих европейских университетов было серьёзнейшим тормозом в развитии, например, засилье тех же схоластов. Эскперимент категорически не нужен, всё можно вывести путём правильных рассуждений из канонических текстов, а если эксперимент полностью опровергает выводы схоласта, то тем хуже для эксперимента. По сути, марксисты, с чего начался весь разговор - и есть такие реликтовые схоласты. С изживания влияния схоластов в 15-16 вв как раз и началось заметное развитие науки.

Так и Вам совет - изучайте реальную историю, а не основывайтесь на своих фантазиях о реальности.

Кара-Мурза в своей книге "Маркс против русской революции" выдвинул версию, что Ленин уже после 1905-го года понял несостоятельность марксизма, но не мог признать это открыто, что бы не лишиться поддержки большей части революционной интеллегенции. По-моему, там очень убедительно.

Не зря Ленина обвиняли и обвиняют в отступничестве от марксизма и не зря появился марксизм-ленинизм, который большая часть марксистов не признаёт как ересь. Западные марксисты так большинство. Правда и осталось-то этих сектантов-шаралатанов немного.

Все же вы абсолютно правы, Павел- ничего не поняли и ничему не научились. Читаю сейчас писанину левых по поводу дня рождения Ленина и хочется плакать. Что-то деревенско-религиозное, какие-то камлания натурально
...несмотря на всех их усилия, коммунистическая идея жива и чем очевиднее будет крах капиталистической системы основанной на эксплуатации человека, тем больше людей будут снова обращаться к идеям Маркса и Ленина. Это неизбежно, потому что за коммунизмом будущее человечества. А глобализм, как окончательное выражение капиталистической системы способен привести человечество к цивилазционному краху, отбросив развитие цивилизации на тысячелетия назад.
 
 
 

Не могу не согласиться. Просто какие-то упоротые невменяемые фрики, такое ощущение, что то ли день открытых дверей в дурдоме, то ли граждане сидят на тяжёлых наркотиках. Тяжёлое зрелище вымирающей секты. Я когда интересовался Оуэном и его последователями, которые были очень популярны в своё время - в конце 19 века оуэниты представляли из себя примерно вот такое же зрелище, вызывая жалость и омерзение окружающих. Вымерли полностью, эти тоже доживают последние годы. Но молодёжи мозги всё-таки пытаются отравить.

В принципе учение коммунизма в том виде, как оно было до настоящего времени - просто разлагающийся труп. Тронь и рассыпается в тлен. Намедни заглянул к фанатам Ефремова и ролевикам-коммунистам, обсуждающим опыт Макаренко. Просто какой-то феерическиое ощущение дурдома. Нормальные люди пыаются общаться с этими невменько, зрелище душераздирающее. Полнейший крах идеи. Мертвечина. Так что решать вопросы социальной справедливости будут совершенно другие люди и силы. Там ловить нечего.

Сайт понравился.Обращаюсь к П.Краснову-что вы на неумных ругаетесь?Всё равно не поможешь.Хотелось бы общаться,да живу я на "Руси-которую-потеряли",а потому работаю как в те святые годы в москве(очень подробно описано у Гиляровского(видимо,его коммунисты запугали и он оболгал "Россию святую")).Поэтому на просторы виртуального пространства вылетаю редко и в зависимости от доступа к компьютеру,зависящего от милости богопомазанного начальства(нелегко ещё и исвой ноутбук таскать).И не поверите-я был яростным демократом.Пока жить не начал.Потом(после начала)-стал наблюдать и думать.И за 10-11 лет "думанья",к 42-ум,понял,что дед-то в 97-ом прав был-предатели поработали.Иначе не объяснить.Неужели Ельцын только из-за карьеры такое наворотил?Ладно-пора на пост боевой.А то денег самый умный цвет нации недополучит.Может на выходных зайду,а то уж запереживал-неужели я один такой наблюдательный.И не ругайтесь на балбесов.

Причём, тягостное впечатление усиливается тем, что бред смешан с верными замечаниями: ну да, и эксплуатация человека человеком плоха, и "глобализм" отвратителен. А всё вместе именно, как Вы выразились - деревенско-религиозное камлание.

Так, кстати, частенько бывает у сектантов: они любят свой бред смешивать в каких-то пропорциях с вполне верными общими местами и банальностями.

Именно. Отдельные положения- нет вопросов. А все вместе- патетическая ахинея, абсолютно пустая. Штамп на штампе безо всякой мысли. Как по колее- угнетенные народы мира... капиталисты... пролетарии... революция... коммунизм неизбежен.
Если Колумб, желая достичь Индии, приплыл в Америку, значит, чтобы попасть в Америку надо поставить целью добраться до Индии. Надо упорно и всеми силами стараться попасть в Индию и тогда, и только тогда, вы сможете достичь Америки.