Вы здесь

Так начинался путь к звездам или О первых шагах советской науки

Главные вкладки

После запуска первого искусственного спутника Земли, Запад долго пребывал в изумлении. Как же эти русские смогли их опередить, если казалось бы, к этому не было никаких предпосылок? Ведь всего 12 лет назад закончилась Великая война, после которой треть страны пришлось возрождать из пепла. В то время, как США не только не пострадала от вражеского нападения, но и хорошо нажилось на нем. И несмотря на это - вдруг такой результат! Так почему же?

А потому, что мы всегда умели мечтать и смотреть вперед. Даже в самые трудные минуты своей истории.

Знаете, как начиналась советская наука? А вот так.

Это может показаться многим удивительным, но первый советский научно-исследовательский центр был основан.. в августе 1918 года. В самый разгар гражданской войны, когда казалось бы, до науки не должно было оставаться ни времени, ни средств. И тем не менее, именно тогда в Нижнем Новгороде, в доме №5 по Верхневолжской набережной, под руководством М,А. Бонч-Бруевича была организована Нижегородская радиолаборатория. Ее основными задачами стало налаживание отечественного производства радиоламп и развитие радиотелефонной связи.

2 декабря 1918 года председатель СНК В.И. Ленин подписал «Положение о радиолаборатории с мастерской». И вскоре после этого серийный выпуск радиоламп был налажен. С весны 1919 года их производство составило 1000 единиц в месяц.

Здание, в котором располагалась Нижегородская радиолаборатория

И кстати, именно здесь был создан первый в мире полупроводниковый прибор – кристадин. Его изобретателем стал молодой ученый Олег Лосев, который сконструировал кристадиновый приемник – предшественник транзисторных приемников. И произошло это в 1922 году.

После окончания гражданской войны, когда страна только-только начинала свое восстановление, у нее, тем не менее, нашлись возможности поддержать науку. Уже в 1922 году в Петрограде, по инициативе академика Вернадского был создан Радиевый институт. Его основой стал Радиевый отдел, образованный по инициативе А.Ф. Иоффе в.. сентябре 1918 года! Кстати, он был частью будущего Физико-технического института имени А.Ф. Иоффе – впоследствии, одного из крупнейших НИИ страны.

В Радиевом институте был построен первый в Европе циклотрон. Здесь же, в 1940 году учеными Г. Флеровым и К. Петржаком было открыто явление спонтанного деления урана. А после войны ученые института разработали первую отечественную технологию производства плутония. Фактически отсюда и началась советская атомная наука.

Первый в Европе циклотрон Радиевого института

В самом начале 1920-х годов было создано еще одно научное учреждение, в задачи которого входило исследование Арктики. В марте 1921 года Совнарком принял декрет об образовании Плавучего Морского научного института (Плавмарин), который должен был вести изучение северных морей, островов и побережья Северного Ледовитого океана. Новому институту было передано судно «Персей», ставшее первым советским кораблем науки. Первоначально он строился в качестве зверопромыслового судна, однако после передачи Плавморину прошел соответствующее переоборудование. 19 августа 1923 года «Персей» вышел в свою первую научную экспедицию.

«Персей» исследует Арктику

Всего за 18 лет судно совершило до сотни научных экспедиций. «Персей» участвовал в исследовательской программе Международного полярного года (1932-33 годы). Именно с этого небольшого корабля и началась советская океанография. А после войны ему на смену пришли другие суда, составившие костяк научного флота страны.

Исследованием Севера занимался и созданный в 1925 году на основе Северной научно-промысловой экспедиции при ВСНХ Институт по изучению Севера (в 1930 году преобразован во Всесоюзный Арктический институт). Именно при его участии состоялись экспедиции «Челюскина», «Садко», «Георгия Седого» и «Сибирякова». А в 1937 году на арктический лед была высажена первая в мире дрейфующая полярная станция «Северный полюс-1». Именно в 20-30-е годы была создана база для последующих исследований Антарктиды, успешно начатых уже в 50-х годах ХХ столетия.

Ледокольный пароход «Георгий Седов»

Но не только в моря и океаны отправлялись первые советские научные экспедиции. Страна готовилась и к покорению воздушного океана. И первый шаг в этом направлении был сделан.. опять-таки в 1918 году! 1 декабря в Москве был образован Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), руководителем которого стал Н.Е. Жуковский. Здесь проводились исследования прочности конструкций летательных аппаратов, их аэродинамических характеристик и динамики. И не только их.

ЦАГИ. Гидроканал. 1929 год

Именно в ЦАГИ под руководством А.Н. Туполева в период с 1924 по 1936 годы были созданы такие этапные для отечественной авиации самолеты, как ТБ-1, ТБ-3 и ряд других типов..

Конструкторский отдел сектора опытных самолетов ЦАГИ

А с начала 30-х годов в СССР начались исследования стратосферы, проводившиеся с помощью стратостатов. Они шли по линиям Осовиахима и Управления ВВС. Первым стратостатом, совершившим успешный полет 30 сентября 1933 года, был «СССР-1». Он достиг высоты 19000 метров, установив мировой рекорд тог времени. Во время полета были произведены измерения интенсивности космических лучей и взяты пробы воздуха.

Стратонавты Г.А. Прокофьев, К.Д. Годунов и Э.К. Бирнбаум в гондоле "СССР-1"

К сожалению, следующий рекордный полет нового стратостата «Осовиахим» закончился трагически. Хотя была достигнута рекордная высота 22000 метров, спуск из-за быстрого охлаждения газа получился неуправляемым. В результате гондола оторвалась от баллона и с большой скоростью ударилась о землю. Стратонавты П. Федосеенко, А.Васенко и И.Усыкин погибли.

Тем не менее, программа исследований продолжалась практически до начала войны. Штурм стратосферы стал предвестником последующего штурма космоса. Так же как и работа Группы по изучению реактивного движения (ГИРД), которая была образована 15 сентября 1931 года из секции реактивных двигателей при Бюро воздушной техники Центрального совета ОСВИАХИМА. Именно здесь была разработана первая советская жидкостная ракета ГИРД-Х.

Ракета и ее создатели на полигоне

Как гласит китайская пословица, путь в тысячу ли начинается с первого шага. Именно этот шаг и был сделан 25 ноября 1933 года.

Стенгазета ГИРД, выпущенная после первого запуска ракеты Х

Да, разумеется, советская наука начиналась не на пустом месте. Тот же Жуковский был профессором Императорского технического училища и Московского государственного университета. Но это лишний раз доказывает, что советская цивилизация была логическим продолжением русской цивилизации, и более того, ее высшей стадией, продолжением развития. И лучший пример этому - флаг, поднятый над Северным полюсом 17 августа 1977 года. Ведь его древко принадлежало экспедиции Георгия Седова (в честь которого и был назван ледокол "Георгий Седов").

Надо мечтать! Даже в самые трудные минуты.
 

 

Сергей Яременко

Аналитика: 

Комментарии

Как-то, трепетно перебирая книги далёкого детства, ухватился за произведение Г.А.Ушакова "Остров метелей" про освоение острова Врангеля. Книга напомнила, что до 1924 года остров не был закреплён официально за Россией и на него претендовали Канада и США. Собственно, зверопромышленники этих стран на тот период довольно свободно себя там чувствовали.  Чтобы закрепить свои права в 1924 году на острове был поднят флаг Советского Союза, проведены астрономические и магнитные исследования. А в июле 1926 г., в условиях ограниченности средств, соответствующего снаряжения, бюрократические проволочки да долгие поиски подходящего судна, отправлена на остров экспедиция. Длительность экспедиции – 3 года. Руководитель – Г.А.Ушаков. На острове предполагалось основать поселение из эскимосов и использовать остров для научных исследований.

"Остров метелей" и "По нехоженой земле". У меня есть, на днях поставлю. Спасибо за напоминание!

Советский Союз на момент начала треклятой катастройки имел крупнейший в мире научно-исследовательский флот, крупнейший флот полярной авиации, крупнейшую в мире систему гидрометеостанций, наибольшие в мире наработки в исследовании океана, обоих полюсов и приполярных областей Земли. СССР был единственной страной, содержащей круглогодичные станции в Арктике и Антарктиде. Все наработки СССР были уникальными, потому что это была именно система! Данные в эту систему поступали ежесуточно и даже ежечасно со всего мира. На основе этого массива данных можно было строить очень точные модели поведения водных и воздушных масс. И надо сказать, сколько бы там над Гидрометом ни хихикали, а прогнозы советского Гидрометцентра были наиболее точными. А потом всю систему уничтожили!  Распродали и сдали в утиль научно-исследовательские суда, закрыли станции, закрыли научные точки, уничтожили ценнейшие кадры. За одно это всех этих "руководящих" тварей нужно на кол сажать! Вредительство их невозможно переоценить. Ибо прервался единый поток данных, который не восстановить! Все многолетние наработки пошли псу под хвост. В труднейшее время Гражданской войны ЛЮДИ в руководстве понимали значение науки для страны и всего человечества. Потому что настоящие люди являются творцами. А человекообразные твари могут только паразитировать и уничтожать. Восстановить же уничтоженное удаётся далеко не всегда. Сейчас с горем пополам (зато с ОГРОМАДНОЙ помпой!) соорудили ОДНО научно-исследовательское судно "Академик Трёшников". Так ведь оно ОДНО! А их нужны сотни - разумеется, если мы хотим действительно исследовать океаны и полюса, а не показать в очередной раз по телеку Киндер-Твиттера! Я уж не говорю о том, сколько разных огрехов, грубейших недоработок и откровенного брака на этом судне - выше крыши! Кадры ведь уничтожены не только научные, но и конструкторские, рабочие! А ведь чёрт возьми, исследование океанов и полюсов могло бы стать истинным локомотивом (по-крайней мере, одним из них) для экономики России! Ведь для научных судов нужны и металлургия, и приборостроение, и авиация, и хрен знает сколько всякого смежного ещё! А также множество квалифицированных кадров во все эти отрасли! Одно сдерживает - отсутствие в руководстве страны ЛЮДЕЙ - Творцов и Мечтателей. Всё больше паразиты и нЕлюди!

Про "Плавмарин". Вообще-то Плавморнин - Плав(учий) мор(ской) н(аучный) ин(ститут). НО это так, по вредности моей, природной. А вот про "передачу" "Персея" и его переоборудование не совсем так. После первой экспедиции Плавморнина на "чужом" судне (л/п "л-нт Малыгин", старое название "Соловей Будимирович" - во, названия были) стало понятно, что без своего судна не обойтись. И вот сотрудники института нашли в Архангельске недостроенный корпус подходящего размера. Обратились с соответствующим ходатайством. Получили корпус судна, разрешение на достройку и кое-какое финансирование. В дальнейшем всё шло по подобной схеме - нашли - испросили - получили разрешение. История достройки "Персея", это смесь житья в коммуне лучших принципов, хотя и далеко не сытная и полузаконных махинаций для достижения цели. Например, подходит время платежей по заказу, а финансирование не подошло, но в коммуне скопилось сколько-то денег от зарплат - платят этими деньгами, если подрядчик требует всё сразу, в ход идут запасы продовольствия н.з. от прошедшей экспелиции, ну и, наконец, спирт для фиксации проб микроорганизмов от прошедшей экспедиции. Помогали и советские органы Архангельска. Нет у меня таланта даже "компилятора", чтобы пересказать. Кто-нибудь, прочитайте прекрасную книжку Вс. А. Васнецова (да, да, сына великого художника) "Под звёздным флагом "Персея"", и кратенькое изложение, особенно о духе ЛЮДЕЙ тех времён, могло бы стать украшением раздела.